Церковь как социальный институт
Страница 7

2.2. Особенности современной Русской Православной Церкви

Как специфический социальный институт церковь включена в оп­ределенную систему общественных отношений. Она тесно взаимодейст­вует с государством, политическими партиями, общественными органи­зациями и движениями, поэтому в каждом обществе можно констатиро­вать государственно-церковные, церковно-правовые и другие виды от­ношений. Кроме этого, церковь постоянно взаимодействует с массой верующих, над которыми она возвышается как особый институт духов­ной власти.

В соответствии с Федеральным законом “О свободе совести и о религиозных объединениях” Русская Православная Церковь зарегистри­рована в государственном реестре религиозных организаций РФ за но­мером 1.[1] Русская Православная Церковь является одной из ряда ав­токефальных (самостоятельных) православных церквей. Православие является одним из трех основных (наряду с католицизмом и протес­тантизмом) христианских направлений. Для нее, как и для всех пра­вославных церквей, общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность.

Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное открове­ние, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов — неизменных истин, также являющихся ре­зультатом божественного откровения. Основные из этих догматов сле­дующие: догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения и догмат ис­купления.

Отличительной особенностью Русской Православной Церкви явля­ется то, что она со времени первых семи вселенских соборов не до­бавила ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католи­ческой церкви, и не отказалась ни от одного их них, как это имело место в протестантизме. Именно это православная церковь считает одной из главных своих заслуг, свидетельствующих о верности перво­начальному христианству. [2, с.139]

Если католическая церковь давно перешла с латыни на нацио­нальные языки, то наша церковь до сих пор продолжает вести службы на древнерусском языке. Кроме того, Русская Православная Церковь до сих пор использует юлианский календарь, из-за чего основные ре­лигиозные праздники в христианской среде, использующей григориан­ский календарь, не совпадают. [1]

В отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к “собору”. Под “собором” прежде всего, понимается духовное еди­нение людей на основе их идеалов и ценностей. Соборность, согласно известной формуле Хомякова, это “свободное единство в любви”. Но это только одно из определений соборности. Можно также сказать: соборность — это максимальное единство при наибольшем разнообра­зии. Соборность есть одновременно и природа церкви и ее задание. Цель спасения: собрать все человечество воедино, восстановить Адама, не мечем, не принуждением, а любовью в свободе и истине. [8, с.183]

Православию чужд теологический рационализм католицизма. Ис­тина в православном учении дается человеку как “благодать”, она переживается не столько разумом, сколько “сердцем”.

Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего — результат новых взаимоотношений государства и церкви. Эти отно­шения обусловлены и неотрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и церкви.

Оформившись и вписавшись в систему современного общества, Русская Православная Церковь постоянно вступает во взаимодействие с государством и его различными структурами, представляя собой хо­рошо отлаженный аппарат, приспособленный для формирования мировоз­зрения и взглядов на многие социальные явления. Отсюда вытекает заинтересованность государства и церкви в совместных действиях по формированию в нужном направлении сознания людей. В государст­венно-церковных отношениях, которые являются одним из видов обще­ственных отношений, можно выделить ряд отдельных сторон и взаимо­связей, т.е. различных граней. Наиболее существенными аспектами отношений между государством и церковью являются экономические, правовые, социально-политические и некоторые другие. И хотя цер­ковь отделена от государства, федеральный бюджет на международную деятельность Русской Православной Церкви в 1997 г. предусматривал 2,2 млн. долларов на содержание представительств и церковной не­движимости за границей.[2] Ощущая за спиной поддержку властей, еще недавно сама гонимая Русская Православная Церковь начинает при поддержке госаппарата выступать против других конфессий, склоняя власть на более жесткие меры против “нетрадиционных” религиозных конфессий. [1] И хотя представители церкви говорят: “мы вне поли­тики”, но в жизни все чаще представители Русской Православной Церкви выступают в качестве публичных политиков. О возросшей поли­тической роли Русской Православной Церкви свидетельствует и тот факт, что имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия II посто­янно упоминается в списках ведущих политиков России.[3] Сегодня цер­ковь — хоть и уважаемая, но общественная организация. Патриарх Алексий и иерархи церкви неоднократно заявляли, что не желают се­годня возвращаться к статусу государственной религии. Синод даже запретил духовенству участвовать в выборных органах власти. Это, по их мнению, могло бы привести к сращиванию духовенства с россий­ским истеблишментом, за действия которого церкви пришлось бы в глазах общества отвечать.[4]

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другое по теме

Учение о нравственности как следствие экклезиологии св. Климента
В первых главах Послания св. Климент приводит на память коринфянам все те добродетели, которыми прославилась эта древняя община - “прежнюю прекрасную и чистую жизнь, полную братской любви” (XLVIII). Это и “трезвенное и кроткое ...