Церковь как социальный институт
Страница 10

Кроме того, на территории России действуют другие религиозные организации:

· Религиозные меньшинства, имеющие исторические корни, но незначи­тельное количество последователей: иудеи — 3 центра, 82 общины, буддисты — 7 центров и 135 общин, толстовцы — 2 общины, духоборы — 2, молокане — 16, трезвенники — 5, язычники — 12, зороастрийцы — 2 общины, многие секты (как скопцы и хлысты) существуют без регистрации.

· Новые религиозные объединения: отечественного происхождения (церковь Виссариона — 8 общин, “богородичники” — 9); и привне­сенные из-за рубежа, наиболее крупные, — “Свидетели Иеговы”, “Общество сознания Кришны” и Церковь объединения Муна. [3]

Россия конституционно гарантировала всем гражданам свободу совести и вероисповеданий. Это создало широкую правовую основу для реализации мировоззренческих позиций и установок отдельных индиви­дов и их различных социальных общностей — семейных, территориаль­ных, национальных и т.д. В этих условиях резко усилилась актив­ность религиозных организаций и традиционных для России (православных, католических, иудаистских, мусульманских, буддий­ских) и нетрадиционных. Среди прочих причин роста религиозности — причины, связанные с особенностями переходного состояния общества: снижение жизненного уровня большинства населения, нарастание в различных группах настроений неуверенности, незащищенности и тре­вожности. В такой социально-психологической среде быстро возрас­тает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, проис­ходит переориентация значительных масс населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое, соединяющее в себе элементы веры и безверия. Чаще всего этот процесс связан не с глу­боким осознанием сущности религиозных учений, а с принятием внеш­них, нередко показных форм религиозной атрибутики (ношение креста, приобретение книг и икон, посещение богослужений и т.д.). Религи­озная вера воспринимается многими как реабилитационное средство в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности. [7, с.380] Разумеется, на рост числа верующих повлияла и легитимиза­ция религии и церкви, что позволило открыто проявлять свою религи­озность, ранее скрываемую. Но религиозная идентификация ново ве­рующих чаще всего оказывается результатом не религиозной, а свет­ской культуры, следствием спонтанных духовных поисков и устремле­ний индивидов, ищущих надежной опоры в изменяющемся, находящемся в глубоком кризисе современном обществе.

Своеобразие современной религиозной ситуации в стране заклю­чается в том, что с ростом приверженцев определенных конфессий, растет число людей, склоняющихся к принятию веры как таковой, они верят не в Бога, а в сверхъестественные силы. Часть из них иденти­фицирует себя с православием, католицизмом или другими традицион­ными для России конфессиями, но в большинстве своем — это люди с неопределенным, эклектическим мировоззрением, с повышенным интере­сом к восточным религиозным учениям, к спиритизму, парапсихологии, астрологии.

Итак, первым направлением социодинамики религиозного сознания в современной России является возрождение интереса к христианству, рост числа приверженцев различных христианских конфессий при сла­бой институализации их религиозного поведения. Другое направление связано с развитием неопределенных, не имеющих четких границ типов “квазирелигиозного” сознания. Его носители — люди, частично ото­ждествляющие себя с верующими. Следующая тенденция, характерная для “новой религиозности”, связана с широким распространением не­традиционных верований. В настоящее время в нашей стране зафикси­ровано несколько таких направлений: неохристианство, нетрадицион­ные культы восточного происхождения, нетрадиционные оккультные секты, секты тоталитарного типа (“Аум Сенрике”, “Белое Братство”), сатанизм, и др. [7, с.386] Новый закон “О свободе совести и о ре­лигиозных объединениях” предполагает перерегистрацию религиозных организаций России и призван поставить заслон таким тоталитарным сектам.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Другое по теме

Краткий исторический очерк
Историю Иерусалимской Православной Церкви можно разделить на четыре больших периода, из которых первый - древняя история (33-638), второй - история Средних веков (638-1517), третий - новая история (1517-1856) и четвертый - нове ...