Церковь как социальный институт
Страница 11

Исторически сложившаяся многоконфессиональность России пред­ставляет реальную свободу выбора веры. Предлагая широкие возможно­сти реализации ценностных предпочтений, многоконфессиональная культура тем самым обеспечивает наиболее полное самовыражение каж­дому верующему.

Современный мир, в жизни которого возникло немало острых про­тиворечий и кризисных проблем, нуждается в мобилизации всего арсе­нала людских ресурсов для утверждения реального гуманизма, дейст­вительного равноправия, подлинной свободы, материального благопо­лучия и духовного богатства личности. В этих условиях особенно возрастает значимость взаимодействия и сотрудничества всех соци­альных институтов, в том числе и церкви. В 1997 г. социологические опросы показали, что армия и церковь занимают два первых места по доверию среди россиян. Мы видим ряд усилий церкви по “собиранию умов”. Это Рождественские чтения, Православные чтения в Академии МВД, Конференция по здоровью нации, формирование факультетов пра­вославной культуры в элитных учебных заведениях вооруженных сил, международные акции Фонда единства православных народов и т.д.

Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институтов, представляющая собой сложную цен­трализованную и иерархическую систему. Кроме того, это — устойчи­вый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность лю­дей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в за­висимости от их отношений к Богу, дающим духовную опору. Религия и церковь выполняют кроме своих специфических функций еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них: мировоззренческая; компенсаторная; интегрирующая. Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.

С одной стороны церковь функционирует в обществе как гармони­зирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сло­жившегося социального статус-кво и тем самым укрепляющая положение властных структур. Но в то же время религия может выступать и дес­табилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высо­кий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традицион­ным авторитетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую играет в обществе церковь.

Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего — результат новых взаимоотношений государства и церкви. Эти отно­шения обусловлены и неотрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и церкви. Офор­мившись и вписавшись в систему современного общества, Русская Пра­вославная Церковь постоянно вступает во взаимодействие с государ­ством и его различными структурами, представляя собой хорошо отла­женный аппарат, приспособленный для формирования мировоззрения и взглядов на многие социальные явления.

[1] Церковь прошла перерегистрацию //“Новые Известия” 27.11.98г.

[2] Бедеров И. Гриф “Секретно” против российского орла //“Новая Газета” №3, 25-31 января 1999г.

[3] Ведущие политики России в 1998 г. и за последние 6 лет //“Независимая Газета” 2.04.99г.

[4] Комаров Е. Страсти по “ризнице”. Русская православная церковь пытается повернуть еще одну финансовую реку //“Новые Известия” 19.12.98г.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 

Другое по теме

СЛАВЯНСКОЕ "ДОБРОТОЛЮБИЕ"
Один экземпляр "Добротолюбия" был отослан преп. Паисию Величковскому. Его он получил, скорее всего, от самого св. Макария. На нем он собственноручно сделал надпись по-гречески. Через некоторое время бoльшая часть кни ...