Церковь как социальный институт
Страница 2

Внутренняя структура такого института представляет собой ор­ганизационно оформленное взаимодействие различных систем, функцио­нирование каждой из которых связано с формированием социальных ор­ганизаций и учреждений, также имеющих статус социальных институ­тов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляю­щая и управляемая системы. Первая система включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и от­ношений, контролем поведения, включающего в себя разработку и при­менение санкций. Вторая, управляемая подсистема, включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система норма­тивно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организа­ционно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они оп­ределяют структуру этих организаций, характер отношения между ве­рующими, священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламен­тируют их деятельность, права и обязанности.

Раннехристианские общины не представляют собой церковной ор­ганизации. На первых этапах становления христианства их можно оха­рактеризовать как культовые сообщества. Превращение культового со­общества в религиозную организацию совершается тогда, когда в его рамках образуется устойчивая прослойка служителей культа с закреп­ленным социальным статусом, вырабатывается единое вероучение, но­сящее нормативный характер, происходит выполнение определенных со­циальных функций как по отношению к членам данной организации, так и к более широким социальным образованиям, в том числе и к госу­дарству. Конкретно, в Римской империи (I-II вв.) христианские объ­единения превращались из культовых сообществ в религиозные органи­зации по мере разделения ее членов на клир и мирян и выполнения этими объединениями социальных функций на базе общего имущества. [4, с.119]

Формирование института церкви в христианстве в полной мере отражает общие закономерности социальной институционализации куль­товых систем. Христианская церковь как социальный институт оформ­ляется в Римской империи во II-V вв. новой эры. Становление хри­стианской церкви как социального института следует рассматривать как взаимосвязь друг с другом в процессе формирования сложной ие­рархизированной структуры и одновременно приобретения совокупности социальных функций в надстроечной системе данного общества.

1.2. Функции церкви как социального института

В функционировании религии и церкви, выступающей в роли соци­ального института, важное значение имеют духовно-нравственные фе­номены — религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.

Свод морально-этических правил — это представление о правед­ном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим сис­тему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению соци­альных функций, которые выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Мали­новский связывал существование религиозной веры с потребностью лю­дей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. Он считал, что религия возникает из способности людей любить и забо­титься о ближних, из осознания неизбежности смерти. Однако религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, со­циальное неравенство. [6, с.471]

Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что главная функция религии связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей беспомощности у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога. [7, с.377]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме

Крест "виноградная лоза"
"Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь" (Ин. 15:1). Так назвал себя Иисус Христос, Глава насажденной Им же Церкви, единственный источник и проводник духовной, святой жизни для всех православно- ...