Буддизм Тибета
Страница 17

На этом этапе появляются признаки пути применения, о кото­ром говорилось выше. Затем, когда впервые осуществляется не­посредственное постижение пустотности, обретается путь виде­ния, и шаг за шагом устраняются препятствия врожденные и ин­теллектуальные. В конечном итоге становится возможным пол­ностью и окончательно преодолеть как препятствия скверн и пре­пятствия к всеведению, так и их скрытые потенции.

Таково предельно краткое объяснение практики мудрости. Если пользоваться терминами "высшее" и "низшее", то каждая последу­ющая практика выше той, что ей предшествует. Однако что каса­ется порядка их выра6отки в потоке сознания, то предшествующие практики подобны основе или опоре для выработки последующих, и потому вначале самое важное - это практика нравственности.

Если следовать путями Трёх Практик, опираясь на подлинное принятие Прибежища и понимание связи действий и их результа­тов, то можно достичь ступени освобождения.

Если, в дополнение к этому, развивать драгоценную Устрем­ленность к просветлению (бодхичитта), порождаемую любовью и милосердием, и исполнять Три Практики в сочетании с вдохновен­ным устремлением к высшему просветлению ради блага всех живых существ, то можно достичь ступени всеведения, наивысшего осво­бождения.

Устремлённость к просветлению

Как развивается Устремлённость к просветлению?

Нужно заботиться не только о своём благе, но и о благе всех живых существ. Так же как и ты сам, все живые существа омраче­ны страданием; ведь даже самое крохотное насекомое, так же как и ты, не хочет страданий и желает счастья. Но хотя живые су­щества и не желают страданий, они не знают, как избавиться от них; и хотя они желают счастья, они не знают, как обрести его. Поскольку сами существа не в состоянии сделать это, ты сам должен помочь им, освободить живых существ от страданий и их причин и утвердить их в состоянии счастья.

Чтобы избавиться от страданий и обрести счастье, нет иного пути, кроме как устранить в потоках сознания живых существ причины, порождающие страдание, и создать в этих потоках при­чины счастья. Благословенный говорил:

Водою Будды не смывают скверны,

Страдания существ рукой не устраняют,

К другим не переносят прозрения свои, -

Они Учением существ освобождают.

Невозможно удалить скверны, как смывают водой грязь, или устранить страдания, словно вытащить занозу. Будды не могут передать прозрений из своего потока сознания другим. Но как же тогда устраняются страдания? Живые существа освобождаются от всех страданий благодаря Учениям о реальности, об истинной природе явлений.

Итак, существ можно освободить, научив их, что надлежит принять, а что отвергнуть. Но чтобы учить, прежде нужно самому это узнать и понять. И нет никого, кроме Будды, кто мог бы бе­зошибочно учить путям всех живых существ, а не только некото­рых из них, сообразуясь с их наклонностями, характером мышле­ния и сферой интересов. А раз так, то непременным условием достижения цели, т. е. блага всех живых существ, будет дости­жение состояния Будды.

Так, если человек мучим жаждой, ее можно полностью устра­нить питьём воды и т. п. Но прежде надо найти сосуд для питья. Так же и здесь: хотя главная цель - освобождение всех живых существ от страданий и их причин, но, чтобы осуществить это, нужно прежде, осознав необходимость высшего просветления, раз­вить в себе желание достичь его.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18

Другое по теме

РАЗВИТИЕ "ФИЛОКАЛИЗМА"
Митрополит Гавриил, настаивая на необходимости скорейшего издания "Добротолюбия" на славянском языке, был прав - в этой книге нуждалась как Русская Церковь, так и русское общество в целом. "Добротолюбие" сп ...