Буддизм Тибета
Страница 15

Что такое пустота, объект этой мудрости?

Пустота - это конечная природа всех явлений. Она, например, не возникает благодаря сострадательной деятельности Будд или же благодаря деяниям живых существ. Все явления до единого, в силу самого факта их возникновения, пусты по своей природе. Сутра гласит: "Появляются ли Татхагаты или нет, природа и ре­альность явлений просто пребывают".

Что же такое эта "природа явлений"?

В комментарии Чандракирти на "Четырехсотенную" Арьядевы го­ворится: "Здесь "самость" - самобытие (свабхава) явлений, то есть их полная независимость от чего бы то ни было другого. Несуществование этого [рода самости] есть безсамостность". Та­ким образом, самобытиё (самосущее бытиё) - отрицается, и имен­но отрицание самобытия и называется пустотой.

Как же удостовериться в существовании такого рода пустоты?

Хотя все явления всегда были пусты по природе, мы были нес­пособны постичь это. Понять, что значит "пустотность", можно опираясь на рассуждение в стиле школы мадхьямиков.

В общем, истинная природа явлений, или способ их существо­вания, и то, какими они предстают нашему сознанию, противопо­ложны и противоречат друг другу. Хотя природа явлений заключа­ется в том, что они не обладают самобытием, однако, в силу на­шей безначально обусловленной приверженности концепции самосу­щего бытия, все явления, воспринимаемые нашим сознанием, ка­жутся обладающими самобытием, и мы представляем их себе именно такими. Поскольку, по этой причине, восприятие явлений нашим сознанием и подлинная природа их бытия противоположны, то наше восприятие явлений, как и наша приверженность такому восприя­тию, в корне ошибочны. В частности, ум, воспринимающий самобы­тиё, - это ложный ум, заблуждающийся относительно объекта сво­его восприятия. Поэтому нужно убедиться, что объект, восприни­маемый умом, - тем самым умом, который до сих пор безоговороч­но признавал эту ложную видимость самобытия, думая: "Это ис­тинно существует", - не существует. Как только объект концеп­ции самобытия признан несуществующим, легко удостовериться в пустотности как природе бытия всех явлений, т. е. в отсутствии их самобытия.

В связи с этим прежде всего важно установить, каким образом наше сознание получает ложное представление [о природе вещей]. Для нас поначалу все явления до единого предстают как обладаю­щие самостоятельным бытиём. Например, когда человек думает о себе: "я, я", ему представляется самодостаточное "я", как бы не имеющее нихакого отношения к собственному телу, уму, психо­физическим совокупностям и потоку сознания, отличное и совер­шенно независимое от них. Тот, кто полностью уверен в истин­ности такого представления и привержен ему, пусть задаст себе такой вопрос: "Если это "я" существует таким, каким оно предс­тавляется - всецело независимым от психофизических совокупнос­тей, элементов и источников самого человека, - тогда тождест­венно ли оно совокупностям или отлично от них?"

Если бы "я" и психофизические совокупности были тождествен­ны, невозможны были бы все эти подразделения на совокупности, элементы, источники и т. п.; все совокупности были бы одним целым [как само это "я"] . Или же, подобно тому, как имеются совокупности, элементы и источники, должно существовать и мно­жество "я". Более того, когда, например, разрушается совокуп­ность формы этой жизни, (То есть наше физическое тело. - При­меч. отв. ред.) то также должно было бы разрушаться и "я". Следовательно, невозможно, чтобы "я" и совокупности были одним и тем же.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Другое по теме

Что говорит св. Климент о смирении и его связи с “кеносисом”?
По словам св. Климента, смирение противоположено “всякому надмению, гордости, неразумию и гневу”. Возносящийся своими дарованиями не повинуется “святым повелениям Его. Ибо святое слово говорит: “на кого воззрю, - только на кро ...