Буддизм ТибетаСтраница 11
Общие основы практики буддизма
Выражение "практиковать религиозное учение" не обозначает чисто внешние изменения - жизнь в монастыре или начитывание [священных текстов], но это не означает, что они не могут входить в религиозную практику. В любом случае религиозной практикой следует заниматься применительно к своему сознанию. Если знаешь, как ввести учение в собственный поток, то все физические и словесные действия чожно согласовать с практикой. Без этого, сколько бы человек ни медитировьч, или начитывал писания, ъчи проводил жизнь в храме, - всё это не поможет: ибо для практики важен именно ум. Таким образом, важнее всего принять Прибежище в Трёх Драгоценностях (Будде, Его Учении и Духовном Сообществе), учитывать связь между действиями и их следствиями, выработать в себе стремление помогать другим.
Некогда в Тибете жил знаменитый лама по имени Дром. Однажды Дром увидел человека, совершавшего обход ступы. Обход стулы - хорошее дело, - сказал Дром. - Но практика еще лучше".
Человек подумал: "Ну, значит надо читать свяшенные книги". Так он и поступил, но однажды Дром увидел его за чтением и сказал: "Чтение священной книги - хорошее дело, но практика - еще лучше".
Человек подумал: "Похоже, и этого недостаточно. Теперь, если я займусь медитацией, это уж точно будет практика".
Застав его за медитацией, Дром сказал: "Медитация - хорошее дело, но практика - еще лучше". Человек изумился и спросил: "Как же надо практиковать?" И Дром ответил: "Не привязывайся к этой жизни; заставь свое сознание стать практикой".
Дром сказал так потому, что практика естъ процесс осознавания.
Конкретные основы практики буддизма
В отречении от этой жизни и занятии практикой заключекы огромные преимущества. В Тибете множество людей отринули этот мир и достигли несказанного душевыого и телесного счастья. Все удовольствия, которые можно получить наслаждаясь этой жизнью и которые требуют стольких непрерывных и разнообразных усилий, несравнимы и с крупицей этого счастья. Однако большинству людей трудно приступить к такой практике.
Какой же может быть практика большинства людей? Аморальный образ жизни, требующий обмана, лжи и тому подобного, противоположен религиозной практике и несовместим с ней. Однако можно жить в гармонии с религиозной практикой, занимаясь достойными мирскими делами - такими, как исполнение служебных обязанностей в правительстве, содействие экономической деятельности или совершение любых шагов, направленных на то, чтобы обеспечить благосостояние других людей и принести им радость. Все это следует делать, постоянно удерживая мысли на религиозной практике. Ибо сказано:
Если ты практикуешь, - освобожденье с тобою пребудет, пусть и в миру ты живешь,
Как это было с царями, министрами в Индии или Тибете - или с такими, как Марпа.
Если не практикуешь - причины для скверных рождений будут с тобой, поселись хоть в пещере,
Точно сурок, впавший в спячку в норе лод землёй.
Тройственное Прибежище
Какими же методами можно добиться того, чтобы сознание стало практикой?
Прежде всего нужно принять Прибежище и размышлять о действиях и их следствиях. Прибежище - это Три Драгоценности: Будда, Его Учение и Духовное Сообщество.
Другое по теме
Провозглашение автокефалии
В 1951 году вопрос о возможности получения Чехословацкой
Православной Церковью автокефалии стал активно обсуждаться как в церковных, так
и в светских кругах. На заседании Государственного управления по церковным
делам 3 сентябр ...