Буддизм Тибета
Страница 9

И слушающие, и единолично-пробужденные должны последова­тельно пройти пять путей: путь накопления, применения, вйде­ния, медитации и не-учения-более. Тот, кто идет этими путями, называется последователем хинаяны.

Махаяна ("большая колесница")

Последователи махаяны прежде всего стремятся достичь состояния Будды, неотстраненной нирваны, высшего освобождения - ради [спасения] других. В соответствии с этим устремлением к высше­му просветлению ради блага всех живых существ, они практикуют те же самые пути, что и в хинаяне. Однако эти пути более воз­вышенны и действенны из-за иных движущих мотивов. К тому же эти пути дополняются специальными методами, основные из кото­рых - шесть совершенствований и четыре способа обращения уче­ников. Опираясь на них, последователи махаяны полностью и нав­сегда преодолевают не только препятствия скверн, но и препятс­твия на пути к всеведению. Когда оба типа препятствий преодо­лены, достигается состояние Будды.

В махаяне также имеется пять путей: путь накопления, приме­нения, видения, медитации и не-учения-более. Хотя они называ­ются так же, как пути хинаяны, в действительности между ними огромная разница. Кратко говоря, разница между двумя колесни­цами, хинаяной и махаяной, кроется в их исходных мотивах; от­того возникли расхождения и в основной структуре путей, и осо­бенно в их методах или приемах. Оттого, в свою очередь, и ре­зультаты их в значительной мере отличаются друг от друга, как низшее от высшего.

Когда последователи хинаяны обретают плод своих усилий, ос­танавливаются ли они на этом? Или же они переходят к махаяне?

Совершенно ясно, что в конце концов они переходят к махая­не. Поскольку их освобождение - это еще не конечное достиже­ние, они не удовлетворяются им, но постепенно устремляются к конечному достижению, идут его путями и становятся Буддами.

Тантраяна ("колесница тантры")

Колесница мантр (В тибетской традиции термин "колесница мант­ры" (мантраяна) более распространен, нежели употребленный в заголовке термин "тантраяна": это синонимы. - Примеч. отв. ред.) включает в себя четыре класса тантр: тантра действия (крия), выполнения (чарья), йоги, высшей йоги (ануттара-йога). Класс тантр высшей йоги превосходит низшие тантры. Были изло­жены десятки миллионов тантр высшей йоги, но мы лишь вкратце остановимся на этом вопросе.

Ранее объяснялось, что различные страдания, которым мы под­вержены, вызываются омрачёнными действиями и сквернами; по су­ществу, страдания проистекают от неспособности человека дис­циплинировать свой ум. В высшей йоге методы дисциплинирования ума состоят в том, чтобы медитировать на благотворном объекте, не допуская зарождения дурных мыслей и сосредоточиваясь на важных точках своего тела. Благодаря этим методам путь высшей йоги короче, чем другие пути, - поскольку сознание находится в зависимости от тела. Медитирующий сосредоточивается на различ­ных каналах, по которым текут в основном кровь, в основном се­мя или только потоки энергии (ветры). Затем, поскольку потоки энергии заставляют сознание устремляться к объектам, йогин по­ворачивает эти потоки в обратном направлении, и таким образом ничто не может более возбуждать его сознание; сознание не воз­буждается и не устремляется к другим объектам. Таковы методы, которые применяются в высшей йоге.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Другое по теме

СЛАВЯНСКОЕ "ДОБРОТОЛЮБИЕ"
Один экземпляр "Добротолюбия" был отослан преп. Паисию Величковскому. Его он получил, скорее всего, от самого св. Макария. На нем он собственноручно сделал надпись по-гречески. Через некоторое время бoльшая часть кни ...