Благословение Патриархом Иаковом своих сыновей и пророчески прообразовательное его значениеСтраница 9
Асиру обещается чрезвычайное плодородие почвы, обилие хлеба и пряностей, которые будут в употреблении и для царского стола, ведь имя его с еврейского значит богатство, счастливый, блаженный: Для Асира – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства. Действительно, территория Асира в земле Ханаанской между Кармилом и Ливаном на границе с Финикиею была плодоноснейшею в Палестине местностью, и произведения её достались ко двору царей израильских и финикийских. Святая Анна пророчица была из колена Асирова (Лк. 2, 36) [4, 267 с.]
В 21 стих посвящён сыну Иакова от Валлы, служанки Рахиль: Неффалиму. Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви. По другому чтению: Неффалим – серна стройная; он говорит прекрасные изречения. Само имя Наффалим значит мой спор или борьба. Неффалим, подобно серне возлюбит свободу, и будет избегать врагов своих; но в случаях нужды будет быстр на войне, как серна, и будет говорить прекрасные речи. Некоторые видят исполнение этих слов в Вараке, судии колена Неффалимова, который сначала отказался работать, но потом храбро и стремительно напал на врагов, и вместе с Деворою воспел прекрасную песнь (Суд. 4, 5), [2, 107 с.] в дальнейшем смысле – на начало евангельской проповеди в земле Неффалима (Ис. 9, 1; Мф. 4, 15) – Галилее, откуда вышли и все апостолы. Блаженный Феодорит говорит, что теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви, есть “приращение потомства”. [4, 267 с.]
В благословении Моисеевом сказано: Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословения Господа: море и юг во владении его (Втор. 33, 23). Действительно удел этого колена находился на самом севере Палестины, к югу граничил с коленом Завулоновым, к западу с коленом Ассировым и отделялся от полуколена Манассиина на востоке верхним Иорданом. Местность удела колена Неффалимова была чрезвычайно разнообразна по своему положению: в ней находились и горы, и долины, и равнины. Некоторые части этого удела очень плодородны, а другие красуются величественными лесами, хотя между ними встречается не мало пустых и обнажённых мест.
При нашествии Ассирян жители колена Неффалимова прежде других Израильтян были отведены в плен, и в числе пленных находился Товит Неффалимлянин (4 Цар. 25, 29; Тов. 1, 2).
Вкратце коснувшись этих сыновей, Иаков переходит, в 22 – 26 стихах, к Иосифу, своему первенцу от любимой жены Рахиль, само имя, которого значит прибавление или присовокупление, и говорит: Иосиф – отрасль плодоносного древа, отрасль плодоносного древа над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковля. Оттуда пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу. Благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими. Если в величественном благословении Иуде говорило божественное внушение Иакову, то теперь, в благословении любимца Иосифа, уже раз благословлённого им в лице сыновей, проявляется привязанность сердца Иакова к Иосифу. Особенно изящная форма, в которой выражено это благословение, которым, однако, Иаков не возвышает Иосифа над Иудой и не уделяет первому обещанных последнему высоких духовных благ, а блага главным образом материальные, объясняется исключительным положением Иосифа между братьями, как благодетеля их. [4, 267-268 с.]
Другое по теме
Что говорит св. Климент о смирении и его связи с “кеносисом”?
По словам св. Климента, смирение противоположено “всякому надмению, гордости,
неразумию и гневу”. Возносящийся своими дарованиями не повинуется “святым повелениям
Его. Ибо святое слово говорит: “на кого воззрю, - только на кро ...