Живое учение Будды
Страница 2

Вокруг ценрального поля расположено пять

секторов,соответствующих возможным в сансаре формам перерожде­ния. При этом ад помещается всегда внизу,а миры людей и небожи­телей - в верхней части круга.

Правый верхний сектор занят миром людей.По нижнему краю этого сектора расположены фигуры,символизирующие человеческие страдания:рожающая женщина,старик,мертвец и больной.

Слева вверху такой же величины сектор занимают находящиеся в вечной вражде друг с другом тенгрии и асуры.Они мечут друг в друга копья и стрелы.

Справа и слева расположены секторы животных и "бири­тов".Животные терзают друг друга,сильные пожирают слабых.Стра­дания биритов состоят в непрерывном голоде.

Земной суд,земные пытки и казни нашли отражение в нижнем секторе круга.Посреди на престоле сидит сам владыка смерти и ада - Эрлик-хан (санкритское -Яма).

"Сансариин-хурде" разъясняет и самый процесс непреложного закона перерождения в его буддийском понимании.12 нидан охваты­вают 3 следующие друг за другом жизни ,причем этапы,на которые

этот процесс бытия распадается ,символически изображены на

твердо установленных для каждого из них рисунках.

Рисунки,символизирующие ниданы,расположены по широкому ободу, охватывающему снаружи основной круг колеса.

Прошедшая жизнь представлена 2-мя ниданами.Первая изобра­жается в виде слепой старухи,не знающей,куда она идет.Это- сим-

вол "омраченности" (авидья),констатация факта зависимости от

страстей,стремления к жизни,наличие того заблуждения ума,кото­рое делает неизбежным новое перерождение.Вторая нидана символи­зируется изображением горшечника за изготовлением сосу­да.Это-"содеянное"(сансара или карма).

Настоящая (данная) жизнь передана 8-мью ниданами.

1-ая нидана - обезьяна,рвущая плоды с дерева,- символ "созна­ния"(виджняна),вернее лишь первого момента новой жизни, которая ,согласно буддийским представлениям, начинается с пробуждения сознания.

2-ая и 3-яя ниданы "настоящей жизни" протекают в пери-

од эмбрионального развития человека.Эмбрион переживаний не име­ет.Постепенно складываются "шесть баз",служащих "органами чувств",точнее "актами ощушения" - зрение ,слух,обоняние,осяза­ние,вкус и " манас" , под которым понимается " сознание преды­дущего момента".Символы - человек в лодке и дом с заколоченными окнами.

4-ая нидана "соприкосновение" (спарша) символизируется обнимаю­щимися мужчиной и женщиной.Считается ,что еще в утробе матери ребенок начинает видеть и слышать,т.е. элементы чувства сопри­касаются с сознанием.Но приятных или неприятных эмоций не воз­никает.

5-ая нидана -"чувство" (ведана),т.е. сознательное переживание приятного,неприятного,безразличного,эмоциональная область соз­нания.Ведану символизирует изображение человека,в глаз которого попала стрела.

"Чувство" вырастает в "вожделение" (тришна) ,которое появляется в возрасте полового созревания и воплощено на "сансариин-хур­дэ" в виде человека с чашей вина.

"Стремление" - 7-ая нидана,соответствующая всестороннему форми­рованию взрослого человека,когда у него складываются определен­ные жизненные интересы и привязанности.На рисунке - человек,рвущий с дерева плоды.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме

Что говорит св. Климент о смирении и его связи с “кеносисом”?
По словам св. Климента, смирение противоположено “всякому надмению, гордости, неразумию и гневу”. Возносящийся своими дарованиями не повинуется “святым повелениям Его. Ибо святое слово говорит: “на кого воззрю, - только на кро ...