Живое учение БуддыСтраница 2
Вокруг ценрального поля расположено пять
секторов,соответствующих возможным в сансаре формам перерождения. При этом ад помещается всегда внизу,а миры людей и небожителей - в верхней части круга.
Правый верхний сектор занят миром людей.По нижнему краю этого сектора расположены фигуры,символизирующие человеческие страдания:рожающая женщина,старик,мертвец и больной.
Слева вверху такой же величины сектор занимают находящиеся в вечной вражде друг с другом тенгрии и асуры.Они мечут друг в друга копья и стрелы.
Справа и слева расположены секторы животных и "биритов".Животные терзают друг друга,сильные пожирают слабых.Страдания биритов состоят в непрерывном голоде.
Земной суд,земные пытки и казни нашли отражение в нижнем секторе круга.Посреди на престоле сидит сам владыка смерти и ада - Эрлик-хан (санкритское -Яма).
"Сансариин-хурде" разъясняет и самый процесс непреложного закона перерождения в его буддийском понимании.12 нидан охватывают 3 следующие друг за другом жизни ,причем этапы,на которые
этот процесс бытия распадается ,символически изображены на
твердо установленных для каждого из них рисунках.
Рисунки,символизирующие ниданы,расположены по широкому ободу, охватывающему снаружи основной круг колеса.
Прошедшая жизнь представлена 2-мя ниданами.Первая изображается в виде слепой старухи,не знающей,куда она идет.Это- сим-
вол "омраченности" (авидья),констатация факта зависимости от
страстей,стремления к жизни,наличие того заблуждения ума,которое делает неизбежным новое перерождение.Вторая нидана символизируется изображением горшечника за изготовлением сосуда.Это-"содеянное"(сансара или карма).
Настоящая (данная) жизнь передана 8-мью ниданами.
1-ая нидана - обезьяна,рвущая плоды с дерева,- символ "сознания"(виджняна),вернее лишь первого момента новой жизни, которая ,согласно буддийским представлениям, начинается с пробуждения сознания.
2-ая и 3-яя ниданы "настоящей жизни" протекают в пери-
од эмбрионального развития человека.Эмбрион переживаний не имеет.Постепенно складываются "шесть баз",служащих "органами чувств",точнее "актами ощушения" - зрение ,слух,обоняние,осязание,вкус и " манас" , под которым понимается " сознание предыдущего момента".Символы - человек в лодке и дом с заколоченными окнами.
4-ая нидана "соприкосновение" (спарша) символизируется обнимающимися мужчиной и женщиной.Считается ,что еще в утробе матери ребенок начинает видеть и слышать,т.е. элементы чувства соприкасаются с сознанием.Но приятных или неприятных эмоций не возникает.
5-ая нидана -"чувство" (ведана),т.е. сознательное переживание приятного,неприятного,безразличного,эмоциональная область сознания.Ведану символизирует изображение человека,в глаз которого попала стрела.
"Чувство" вырастает в "вожделение" (тришна) ,которое появляется в возрасте полового созревания и воплощено на "сансариин-хурдэ" в виде человека с чашей вина.
"Стремление" - 7-ая нидана,соответствующая всестороннему формированию взрослого человека,когда у него складываются определенные жизненные интересы и привязанности.На рисунке - человек,рвущий с дерева плоды.
Другое по теме
Что говорит св. Климент о смирении и его связи с “кеносисом”?
По словам св. Климента, смирение противоположено “всякому надмению, гордости,
неразумию и гневу”. Возносящийся своими дарованиями не повинуется “святым повелениям
Его. Ибо святое слово говорит: “на кого воззрю, - только на кро ...