Спорные вопросы крещения РусиСтраница 5
После победы в Хрисополе Василий возвращается в Константинополь, чтобы подготовиться к решительной борьбе. Благодаря помощи русских Василий II избег политической, а может быть и физической смерти и сохранил трон. Но, избавившись от противника, он вовсе не спешил выполнять свои обещания.
Тогда в 989 году Владимир осадил византийскую твердыню - Херсонес, который в это время не мог ожидать никакой помощи. и взял его. Сопоставляя данные Льва Диакона о небесных явлениях 989 года с сообщениями яхьи и аль-Мекина, можно установить, что Херсонес был взят русскими в 989 году, в промежутке времени между апрелем и половиной июня.
Взятие Херсонеса было событием чрезвычайно важным и неожиданно выявило для Византии нового врага в лице недавнего союзника. Теперь император вынужден был выполнить условия, на которые раньше он дал согласие.
По сообщению "Повести временных лет" крещение Владимира осуществлялось поздним летом или осенью в Херсонесе присланными вместе с Анной византийскими церковниками. Летописи различно называют церковь а которой крестился Владимир.
Но известно, что в "Памяти и похвале" сказано, что Владимир "по сятем крещении пожи блаженный Володимер 28 лет. На другое лето по крещении к порогам ходи, на третье лето Корсунь город взя". Но ни вышеуказанный источник, ни какие-либо другие не сообщают ничего о действиях Владимира по христианизации Руси до 989 года. Только после взятия Херсонеса Владимир повез с собой священников в Киев и начал активно проводить христианизацию Руси. В этом мних Иаков согласен в "Повестью
временных лет". Руководствуясь этими данными некоторые ученые считают
безосновательным предполагать, что крещения Руси произошло до 989 года.
М.Д.Приселков придерживается иного мнения, он склонен больше доверять "Древнейшему своду 1039 года" в котором говориться, что Владимир крестился в 987 году,т.е. за два года до корсуньской версии. В остальном все остается таким же. Только помощь Византии киевский князь оказывает уже будучи христианином. Он предполагает, что переговоры состоявшиеся между Владимиром и Василием после взятия первым Корсуня содержали в себе видоизмененные требования. Владимиру в жены отдавалась Анна, а вопрос об устройстве русской церкви уже крещеного народа оставался открытым.Едва ли византийские политики просто так отказались при-
общить русскую паству к византийскому христианству, значит против был
русский князь.
Но так или иначе, началась христианизация Руси, которая проходила успешно, встречая лишь разрозненные попытки сопротивления. то доказывает, что господствующий класс на Руси в целом был заинтересован в ее крещении и что он был достаточно сильным и властным, чтобы провести христианизацию в жизнь. Распространение новой веры в такой обширной
стране, какой была уже в ту пору Русь, не могло быть единовременнным
актом и к тому же делом одного миссионера или епископа. Это был достаточно длительный процесс, в развитии которого главную роль играла не проповедь миссионеров, а то обстоятельство, что на основе складывающихся новых феодальных отношений возникала и новая идеология и христианство освящало эти новые отношения.
Если бы в христианизации были заинтересованы только единицы, то принятие христианства в качестве государственной религии было бы не
возможно. Но памятуя сказанное мною ранее легко можно понять, что предыдущая история Древнерусского государства уже создала для этого достаточно прочную базу* В летописи рассказывается, что Владимир, "любя дружину, и с ними думал о строе землянем, и о ратех. и о уставе землянем". Летописи свидетельствуют, что ни одно решение по более или менее существенному вопросу не могло быть принято без учета князем мнения совета дружины. Владимир также "созва бояре и старцы, и реша бояре и старцы".
Но отказавшись от византийской модели церковной иерархии Владимир отнюдь не избавился от этой проблемы. Ему, таким образом нужна была церковная иерархия во что бы то ни стало.
Мы ничего не знаем о том, как искал выход из сложившегося положения Владимир, обращался ли он на Запад, но терпел неудачу, или не обращался туда вовсе. Но есть возможность предполагать, что модель церковного устройства он смог найти в державе Самуила,т.е. в Болгарии.
Такого мнения придерживается вышеупомянутый М.Д.Приселков. Он разрабатывает эту теорию р своей книге Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913.
Если исходить из этого предположения, то становиться понятно, почему не Яхья, не "Древнейший свод 1039 года" не упоминают об устройстве церковной иерархии на Руси сразу после крещения. Это предположение находит ряд косвенных подтверждений из нового Болгарского государства Самуила.
Другое по теме
Воскресение и восхищение
На основании приведенного определения "смерти второй" нам будет легче понять,
в чем смысл "первого воскресения" праведников. Полное отчуждение человека от Бога,
или смерть духовная, начинаясь здесь, на земл ...