Будда: Победить самого себя
Страница 3

После просветления Будда семь дней подряд сидел под смоковницей с поджатыми под себя ногами, наслаждаясь обретенным блаженством; в целом он четыре недели (по другим сведениям, три месяца) пребывал. в созерцательном самоуглублении. Преодолев некоторые сомнения, о которых скажем чуть позже, он решил поведать людям об обретенном им всеведении, запустить колесо Дхармы (учения). Первыми его слушателями и учениками стали пять наблюдавших его последний аскетический опыт монахов, которых он нашел в парке близ Бенареса. Первая его проповедь, получившая название Бенаресской, стала и самой знаменитой -- в ней излагаются первоосновы учения. Вокруг него сложилась община, которая быстро достигла численности 60 человек. Будда решил охватить учением как можно более широкий круг людей и разослал с этой целью своих учеников в разные стороны с наказом, чтобы они дважды не шли по одной и той же дороге. Сам он возвратился в Урувелу -- место, где он обрел истину, -- и обратил в свою веру тысячу человек; перед ними на горе Гаяширша он произнес вторую проповедь,

Среди последователей Будды было много представителей высших сословий. хотя в рамках буддийского учения и практики никаких различий между людьми разных сословий не проводилось. Будда пользовался поддержкой правителей и богатых людей в своей проповеднической деятельности и организации общинной жизни. К нему примкнули многие из родственников -- сын, сводный брат, мачеха, которую он принял после долгих колебаний, ибо тем самым он открывал для женщин дверь к монашеской жизни. Будда считал, что из-за включения в общину женщин он вдвое уменьшил шансы на спасение. Его единомышленниками стали и два его двоюродных брата, из которых один - Ананда - стал ближайшим помощником, тенью Будды на протяжении последних 25 лет его жизни, а другой - Девадатта -- его злым гением, трижды покушавшимся на жизнь Будды, расколовший буддийскую общину.

Вся жизнь принца Гаутамы пес.не того. как он стал Буддой, была посвящена проповеди учения и организации общинно-монашеской жизни. Он ходил по стране. чтобы нести слово и обретать новых последователей, прерывая свое странничество лишь на четырехмесячный период дождей, когда дороги становятся труднопроходимыми и, кроме того, невозможно путешествовать. не наступая на всякую обильную в это время живность. День Будды складывался очень просто. как и у всякого монаха: утро посвящалось духовным упражнениям, день -- сбору подаяний на обед (Будда принимал приглашения к обеду от любого человека -- и от князей. и от бедняков, если же такого приглашения не было, то он ходил по домам со своей специально для этого предназначенной чашей, молча и покорно ожидая, пока кто-нибудь не наполнит ее едой) и полуденному отдыху, вечер до глубокой ночи поучениям.

Будда учительствовал сорок четыре года. О первых двадцати годах существует предание, о последних двадцати четырех годах ничего не известно. за исключением нескольких предсмертных месяцев. Он смертельно заболел, отведав жирной свинины в доме кузнеца по имени Чунда. Случилось это предположительно в 477 году до и.э. (Существует другая датировка смерти Будды. относящая ее к началу IV века.) Будде было тогда 80 лет. Его последними словами были: "Жизнь подвержена старению, прилежно трудитесь для спасения"[2].

Относительно конца проповеднической деятельности Будды, как и ее начала, существуют легенды. призванные восполнить логические разрывы в их объяснении. Когда Будда обрел всеведение, он первоначально, в первые недели созерцательных раздумий, "был склонен к бездеятельности, а не к проповеди учения"[3]. Такое решение следовало бы признать естественным. по крайней мере, логически обоснованным. поскольку человеку, приобщившемуся к вечности. нет никакой нужды заниматься мирскими делами. даже если это дело состоит в том, чтобы помочь спасению людей. Однако считается. что начать проповедь Будду попросил Брахма -- высшее божество индусов. Смысл этого мифа можно понять так, что Брахма признает превосходство учения Будды и от имени людей, для которых он, Брахма, является высшим авторитетом, просит его приступить к проповеди учения. Во всяком случае Будда это делает не по своему желанию (ведь он --- Будда, он выше желаний), а уступая просьбе. Точно так же проповедь свою Будда, как считается, прекратил тогда, когда убедился, что его ученики уже все усвоили. Незадолго перед смертью Будда будто бы сказал Ананде, что при же.лании он мог бы прожить еще одну жизнь. Будда хотел выяснить, есть ли у его учеников потребность в том, чтобы он это сделал. Ананда, однако, никак не отреагировал, приняв слова учителя как еще одно свидетельство его всемогущества. Раз ученики его всему от него научились, Будда счел свою миссию законченной. Через некоторое время Будда сказал, что через три месяца он уйдет на окончательный покой. Тогда Ананда стал его отговаривать. Будда ответил, что уже поздно, ибо он отпустил свое тело. Он в качестве Будды жил постольку, поскольку люди нуждались в его проповеди. Когда такая нужда, как ему кажется, отпала, то он ушел, ибо самому по себе "Блаженному не нужно никакое существование" (ВМ, 161).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме

Социальная ответственность
Существуют две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. Согласно одной из них, организация социально ответственна, когда м ...