Католики восточного обряда в Санкт-ПетербургеСтраница 4
Были так же приняты постановления, определившие стиль и цели деятельности Церкви. Особое место в постановлениях было уделено чистоте и единообразию обряда, который должен был соответствовать употребляемому "в то время в России, без допущения каких бы то ни было изменений". Так же в день открытия Собора состоялось заседания Общества Поборников Воссоединения Церквей. В него входили католические и православные иерархи, а так же представители видных дворянских родов. Но, увы, в связи с преследованиями и последовавшей за ними волной эмиграции, в 1918 году Общество прекратило свое существование. Несколько лучше сложилась судьба Русского католического братства св.Иоанна Златоуста. Оно собиралось дважды в месяц на богослужения и лекции, а каждый его член был обязан три раза в неделю прочитать молитву о соединении Церквей (в 1923 году всех членов Братства арестовали).
В июне 1917 года Русский экзархат восточного обряда был утвержден Временным правительством. В октябре правительство признало за экзархатом право на жалование и на церковь в столице. Под нее должны были передать бывший иезуитский дом на углу Екатерининского канала и Итальянской улицы, но революция перечеркнула все планы. Впрочем, начало 1918 года не предвещало беды. К этому времени в России было 8 священников восточного обряда, из них 7 проживало в столице и около 1000 прихожан, из них более 400 в Петрограде. Правда, в июне 1918 года, на основании архивных документов, о.Евстафий Сусалев был разоблачен как агент царской охранки и запрещен экзархом в священнослужении навсегда. 30 мая в праздник Пресвятой Евхаристии русские католики вместе с латинским духовенством участвовали в торжественной евхаристической процессии по улицам Петрограда. К концу лета 1918 года положение в городе резко осложнилось, начался "красный террор". Был закрыт журнал "Слово истины", начался голод и многие католики покинули столицу, спасаясь от голодной смерти. В октябре 1918 года о. Леонид Федоров подсчитал, что в столице осталась лишь седьмая часть прихожан. Из города уехали священники Глеб Верховенский и Диодор Колпинский, от истощения скончался дьякон Николай Тарге.
Экзарх Леонид старался часто встречаться с православными, читал лекции, объяснявшие идеи единства. У него сложились добрые отношения с Патриархом Тихоном. "Патриарх принял меня очень ласково, - писал о.Леонид об одной из встреч, - угощал чайком и медом: Сам он искренне желает соединения, но сделать ничего не может". Не смотря на благожелательное отношение некоторых православных иерархов к идее единения, большинство смотрело на это отрицательно. Среди таковых был и помощник Патриарха епископ Илларион Троицкий.
Экзарх писал о целях деятельности русских католиков: " .мы думаем, что прозелитизм и обращения отдельных лиц мало, чем помогут делу святого соединения: Главной же целью мы считаем распространение и популяризацию здоровых идей в католичестве, и сближение с православным духовенством. Не положивши основания, здания строить нельзя; так, не освятивши российскую тьму настоящим пониманием католичества, нельзя думать о крупных успехах. Путем прозелитизма можно приобрести, даже в латинский обряд, целые тысячи душ, но эти тысячи душ будут только новым препятствием между нами и теми десятками миллионов, которое мы должны привести в "единое стадо".
В 1920 году о.Леонид выступал с докладом в Доме Ученых, там он познакомился с Юлией Николаевной Данзас, преподавательницей истории Петроградского педагогического института и заведующей Дома Ученых, которая после многих лет религиозных исканий собиралась присоединиться к Католической Церкви. Отец Леонид произвел на нее огромное впечатление и, вняв его предложению, Юлия Николаевна становится католичкой восточного обряда, а не латинского, как она предполагала ранее. Через некоторое время Ю.Н.Данзас решила осуществить свое давнишнее желание - стать монахиней. В доме, где жил о. Леонид (на углу ул. Подрезова и Малого проспекта), она сняла квартиру, где должна была разместиться монашеская община. Вместе с ней там поселилась Екатерина Башмакова. Так 14 сентября 1921 года было положено начало монашеской общине Святого Духа. Юлия Николаевна приняла имя Иустина, а Екатерина Башмакова - Евпраксия. Были и еще желавшие присоединиться к общине, но в небольших комнатах не было места. У общины были две задачи - развитие восточного обряда и воспитание детей. Сестры убирали в церкви, топили в ней, прислуживали на Литургии. И это было помимо официальной работы в государственных учереждениях. Сестра Иустина по прежнему преподавала в институте. 25 марта 1922 года сестры приняли постриг и полностью подчинили себя экзарху.
Другое по теме
Воскресение и восхищение
На основании приведенного определения "смерти второй" нам будет легче понять,
в чем смысл "первого воскресения" праведников. Полное отчуждение человека от Бога,
или смерть духовная, начинаясь здесь, на земл ...