Бодбийская епархияСтраница 2
Бодбели становились представители влиятельных княжеских родов Кахети: Авалишвили, Диасамидзе, Джандиери, Вачнадзе, Джорджадзе, Андроникашвили, Макашвили. Они активно участвовали в политической и культурной жизни страны. Например, еп. Захария был одним из инициаторов перевода с персидского на грузинский язык популярнейшего на Востоке дидактического произведения “Килила и Дамана”. Архиепископ Василий, известный тем, что при нем открылась школа при Бодбийском монастыре, в 1604 г. был представлен русскому посланнику Татищеву. Архиепископ Матфей подписал послание Католикоса-Патриарха Грузии Николая IX (Амилахвари) русскому царю Феодору Алексеевичу в 1678 г., где от имени всего грузинского духовенства Католикос просил у России помощи страждущей в условиях персидского ига Грузинской Церкви. Бодбели Онуфрий (XVIII в.) проявлял особую заботу о библиотеке Бодбийского монастыря, Давид (XVIII в.) и Иоанн (Макашвили, XIX в.) известны своим попечением о переписывании рукописей в монастыре, а последний прославился также и как крупный политический деятель своего времени.
Помимо помазания царя, на бодбели лежала почетная обязанность и погребения царственных особ: известно, что в церемонии погребения невесты Ираклия II, Кетеван Андроникашвили в Гареджи в 1782 г., вместе Ниноцминдским и Руставским епископами присутствовал Даниил Бодбийский. 11 января 1798 г. панихиду по царю Ираклию II в г. Телави служили епископы Ниноцминдский, Руставский и Бодбийский Иоанн. Последний также участвовал в церемонии воцарения Георгия XII в церкви Анчисхати в Тбилиси.
Нельзя не обратить внимание и на особое значение бодбели в военной организации Кахети. В эпоху единой Грузии (XI-XV вв.) государственное войско делилось на 4 “садрошо” (военных округа): авангардный, арьергардный, право- и левофланговый, во главе которых стояли эриставы (представители гражданской и военной власти в административных единицах страны). После распада единого государства во второй половине XV в. кахетинским царем Георгием I была проведена военная реформа Кахети: сменив раннефеодальные административные единицы “саэриставо” на более мелкие “самоураво”, во главе 4-х “садрошо” он поставил епископов: Бодбийского, Некресского, Руставского и Алавердского. Среди кахетинских “садрошо” авангардным (первенствующим) считался Бодбийский, в сферы которого кроме Кизики, входили также территории в Алазанской долине до д. Кондоли (ок. Телави) и в Иорском ущелье до д. Манави (ок. Сагареджо). Епископу–воеводе вверялось военное знамя (дроша) в знак военного предводительства; собирая свое войско, он шествовал во главе его в полном архиерейском облачении. Епископов-воевод на подходе к полю битвы сменяли моуравы (букв. сurator) — в таких случаях Бодбийского епископа заменял Кизикский моурав. Среди богатств Бодбийской обители наиболее известен украшенный драгоценными камнями крест, использовавшийся для ношения перед Бодбийским епископом во время обхода им своей епархии или отправления на войну.
В XVI в. бодбели Захария (прибл.1556-1560) и Максим (прибл. 1562-1588) вместе с Амбой Алавердским и другими епископами Кахети предпринимали сепаратистские действия по отношению к Мцхетскому престолу, что вынудило Мцхетского Католикоса учредить специальные т. наз. “клятвенные книги верности”, где “провинившиеся” архиереи клялись ему в верности, обещая быть “верными и покорными сынами Церкви” (ПГП. Т. 3. С. 269,343)
В 1616 г., во время вторжения иранского шаха Аббаса I, особенно сильно пострадал Кизики, а Кахети оказалась на грани уничтожения. Из грамоты Кахетинского царя Теймураза I за 1631 г., выданной Бодбийскому монастырю, известно, что наряду с разрушением церквей и монастырей Кахети, была утеряна и уничтожена большая часть церковной документации. С XVII в. стали интенсивнее происходить набеги лезгин на восточную Кахети, от чего особенно страдала Бодбийская епархия. В Кварельской битве 1754 г. против предводителя Аварии (совр. Дагестан) Нурсал-бега особой отвагой отличились воевавшие под флагом Бодбийского епископа кизикские воины. Жертвами лезгин подчас становились и бодбели — например, митрополит Бодбийский Кирилл трагически погиб от руки лезгин 28 июля 1792 г.
К. XVII - нач. XVIII вв. известны крестьянскими выступлениями против увеличения налога на скот. В 1699 г. епископ Бодбийский Евдемон был вынужден упразднить налог, однако вскоре Ираклий I силой подавил восстание и, жестоко наказав предводителей, возобновил его. Вторично восстание вспыхнуло в 1711-1716 гг., Бодбийский епископ Захария (Андроникашвили) попросил помощи царевича Теймураза, и тот посоветовал епископу временно уступить восставшим и освободить их от возложенных обязанностей.
Другое по теме
Крест на Руси "патриарший", или на Западе "лоренский"
Факт, доказывающий употребление уже с середины прошлого тысячелетия так называемого
"патриаршего креста", подтверждается многочисленными данными из области церковной
археологии. Именно такая форма шестиконечного кр ...