Личность и японский характерСтраница 2
Несмотря на то что Хакуин не может считаться величайшим дзэнским художником, он уникален тем, что сумел сочетать высшую степень просветления с врожденным художественным даром. Его искусство стало порождением мистического опыта и было направлено к мистическому постижению. Даже в прозаических произведениях его язык отличается живостью стиля, богатством воображения и оригинальностью. Его известная песня о просветлении раскрывает сущность монистического мироощущения мистика. Подобно любому другому пантеистическому стихотворению, она монотонна, но при этом насыщена страстным религиозным порывом: С времен начала все живые существа есть будды.
Как в случае с водой и льдом:Лед без воды не существует,
А вне живых существ где будд сыскать? Врата единства следствий и причин для них открыты.
Ни двойственность, ни тройственность не могутпуть им преградить.
В безличном личностного пребываяИ уходя иль возвращаясь, они вовеки остаются недвижимы.
И, мыслью ухватившись за ее пустотность,В своем поступке каждом внемлют гласу Правды.
Нет края и конца самадхи небесам!Как Четверичной Мудрости луны прозрачен свет!
Но разве в этот миг они не обретают все?Как только Истина извечного покоя
становится доступной им,Землею Лотоса Небесной Чистоты становится земля,
А это тело — Телом Будды.
Этот праздничный гимн был написан Хакуином в экстатическом состоянии. В повседневной жизни он пел хай-ку, выражая одним мазком кисти вселенскую природу обыденных вещей. Еще более впечатляют его рисунки, в которых он выражает небесные понятия земным живописным языком и возвеличивает земное до запредельного. Он рисовал изображение Кваннон (кит. — Гауньинь), буддийскую богиню мудрости и сострадания, придавая ей сходство с земной женщиной. Его пейзажи приближаются по стилю к хайга, где дух чая обручается с хайку.
Крайне редко Хакуин нисходит до обыденных сюжетов. Даже в тех случаях, когда его картины непосредственно не связаны с религиозной темой, в них угадывается глубокое дзэнское содержание. Его добродушный и созерцательный юмор лучится дружелюбием и сердечной теплотой. Зрелый гуманизм и глубокая религиозность в сочетании с утонченной художественной восприимчивостью к явлениям природы придают его дзэн особый, японский характер.
Аскетические и нравственные аспекты философии японцев, которыми характеризуется и дзэнское учение, в определенной степени контрастируют с их эстетическими наклонностями. Религиозная окраска образа жизни вне нравственности может потерять всякий смысл. В своем религиозном служении, аскетизме и безмерном терпении Хакуин ни в чем не уступал христианским мистикам и во всем следовал призывам своей высшей природы. Для него было ясным как день, что без astineetsustine, то есть «без воздержания и поддержания», нельзя сорвать ни одного духовного плода.
За годы скитаний «святое безумие» привело его на грань физического и психического истощения. После восстановления подорванного здоровья он остался таким, каким и был, чего не скажешь о случаях неадекватного поведения псевдомистиков. Болезнь не отразилась ни на его личных качествах, ни на том высоконравственном образе жизни, который он вел. Однажды он уговорил больного бонзу перенести свое скорбное ложе в зал для медитаций, чтобы повторить опыт просветления древнего наставника, который обрел просветление в болезни и поклонении Будде. По мнению Хакуина, любую немощь можно было преодолеть силой разума.
Другое по теме
Крест "распятие"
Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа относится
только к V веку, на дверях церкви святой Сабины в Риме. С V века Спаситель стал
изображаться в длинном одеянии коллобии - как бы прислоненным ко кр ...