Забытое Древо Познания. Истоки просветления
Страница 1

Психоделический бум 70-х, видевший в приеме ЛСД и других галлюциногенов путь к расширению сознания, породил мысли об изначальном появлении разума вследствие приема психоделиков. Основания для таких спекуляций прозрачны — действительно, в истории не зафиксирован народ, представители которого не употребляли бы никаких наркотических средств. Использование галлюциногенов всегда было частью религиозного мистического опыта человека в традиционных культурах.

Вероятно, уже самые далекие наши предки обладали практикой одурманивания, которая внесла немалый вклад в историю развития социокультурной среды. Этноботаник Теренс Маккенна предполагает, что это один из ключей к разгадке эволюции древних людей. Он считает, что реальным источником одурманивания были повсеместные псилоцибиновые грибы, а эволюционным эффектом — быстрое увеличение размеров мозга. Эволюция головного мозга — загадочная область становления человека, к которой мы еще вернемся в дальнейшем разговоре. Вероятно, дурман и в самом деле мог стать одним из многих ее факторов, но не действуя прямо на мозг или гены, а формируя особый социальный отбор и информационную среду.

Для того, чтобы понять истоки верований, традиций и их возможной биологической подоплеки, нам вначале придется побалансировать на скользкой грани между религией, оккультизмом и наукой. Упомянутый в цитате Теренс Маккенна (Terence McKenna), писавший, что в поисках происхождения разума «исследователи могли бы давным-давно обратиться к растительным галлюциногенам, не будь мы так склонны упорно избегать идеи о том, что нашему высокому положению в иерархии природы мы как-то обязаны влиянию растений или каких-то других естественных сил» («Пища Богов», 1992), попытался это «древо познания» найти. Это, собственно, и являлось главной задачей книги. Ее подзаголовок — «Поиск изначального древа познания: история растений, наркотиков и человеческой эволюции».

В главе «Поиск древа познания» Маккенна изначально задался вопросом: «какие индольные галлюциногены и какие растения могли бы быть случайными виновниками возникновения сознания». И, как ему показалось, нашел искомое в галлюциногенных грибах Stropharia cubensis. «Целый ряд доказательств говорит в пользу того, что Stropharia cubensis и есть то пра-растение, та пуповина, связывающая нас с женским планетарным сознанием….Потребление галлюциногенных грибов развивалось как своего рода естественная привычка со своими последствиями для поведения и эволюции….Я думаю, что использование галлюциногенных грибов на обширных пастбищах Африки дало нам модель для всех последующих религий».

Как Маккенна приходит к такому решению? Он пишет: «Пользуясь методом исключения, мы склоняемся к мысли, чтобы начать подозревать грибы». Что же он исключил и почему? Вот одна его установка: «Растение, которое мы ищем, должно быть африканским, поскольку существуют неоспоримые доказательства, что человек происходит из Африки». С этим, вероятно, можно согласиться. А вот второй постулат выглядит странно — «Неизвестно использование в Африке и растений, содержащих соединения типа ЛСД. И там нет никаких растений, богатых такими соединениями».

Здесь американский автор пионерных исследований по этноботанике и оригинальный мыслитель Терренс Маккенна, несмотря на свое двадцатипятилетние изучение шаманизма и этнофармакологии, похоже, ошибся. Такое растение, «содержащее соединения типа ЛСД», в Африке есть. И не только в Африке. Ошибка была запрограммирована в самой постановке вопроса — Маккенна искал именно галлюциногенное растение с действием, подобным ЛСД, не учитывая, на что этот наркотик похож и как он действует. Знаменитый этноботаник не вспомнил об естественном наркотике организма — серотонине.

Еще почти за двадцать лет до книги Маккенны биолог и ботаник Лайелл Уотсон (Lyall Watson) в «Ошибке Ромео» («The Romeo Error», 1974) отметил: «Молекула серотонина поразительно похожа на вещество, которое впервые было получено из ржаного зерна, зараженного паразитическим грибком спорыньи, а теперь синтезируется и называется ЛСД (lysergic acid diethylamide)».

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме

Архиепископ Афинский Блаженнейший Хризостом I (Пападопулос) (1923-1938)
Он занимает видное место в греческом богословии. Получил высшее богословское образование на Афин-ском Богословском факультете, а также в Киевской и Петроградской Духовных Академиях. Прежде восшествия на Афинскую кафедру был пр ...