Тантрийская практика: первые три класса ТантрСтраница 4
По объяснению сутр и трех низших классов тантр, достижение безмятежности и проникновения в сущность всегда происходит последовательно. Сначала достигается безмятежность, а затем она ведет к проникновению. И если вы осваиваете безмятежность во время своих сеансов медитации, вы делаете это исключительно методом погружения, — то есть сохраняете однонаправленное сосредоточение без анализа; а когда осваиваете проникновение в сущность, — делаете это преимущественно с помощью анализа. Таким образом, это два отдельных и независимых процесса.
Но в Тантрах высшей йоги есть уникальный метод медитативного проникновения в некоторые жизненно важные точки тонкого физического тела, что приводит к достижению проникновения в сущность преимущественно методами медитации погружения. Поэтому некоторые выдающиеся йогины способны обрести оба достижения — безмятежность и проникновение — скорее одновременно, нежели последовательно.
Третий тип йоги, упоминавшийся выше, — сосредоточение дарования освобождения в конце звука, — представляет собой медитацию на пустоте согласно системе низших тантр. Эта медитация также известна под именем "йога без знаков", в отличие от первых двух видов, именуемых "йогой со знаками".
Теперь я скажу несколько слов о Тантрах исполнения. Мандалы этого класса тантр весьма редки в тибетской традиции. Наиболее популярное в Тибете божество из этого класса тантр — Вайрочана-абхисамбодхи.
В Тантрах исполнения тоже говорится о пути пробуждения в рамках йоги со знаками и йоги без знаков. В этом контексте медитацией или йогой, основывающейся на практике пустоты, является йога без знаков, в то время как в йоге со знаками такого упора не делается.
Как в Тантрах действия, так и в Тантрах исполнения практикуется йога божеств и "приближение", то есть медитация в затворничестве, вслед за которой следуют различные виды действий, связанные с тем или иным божеством. К числу такого рода действий после проведения затворничества могут относиться, например, освоение продления жизни и обретение бессмертия с помощью божеств долгой жизни и тому подобное. Но иные виды деятельности, например достижение высшего освобождения и т.п., не обсуждаются подробно в литературе тантр этого класса.
Главным божеством в Тантрах йоги, то есть в третьем классе переведенных на тибетский язык тантр, является Ваджрадхату. Тантра Вайрочаны также входит в этот раздел. В Тантрах йоги общий ход движения включает три аспекта: основу очищения, путь очищения и плод очищения. Под основой очищения здесь подразумеваются тело, речь, ум и поведение практикующего. Путь очищения относится к практике четырех "печатей", мудр: великой печати — махамудры, печати явлений — самаямудры, печати знания — дхармамудры и печати действия — кармамудры. То есть четырем основам очищения соответствуют четыре пути очищения. Результатом очищения являются тело, речь, ум и разного рода активности Будды.
Также и коренная тантра класса Тантр йоги — Таттвасамграха — состоит из четырех частей, стиль изложения которых в основном базируется на этом четверичном делении. Хотя я и получал посвящения этого класса тантр, здесь я немногого достиг, так как недостаточно медитировал. Поэтому, наверное, лучше на этом месте остановиться!
Другое по теме
О смерти первой и смерти второй
В чем же состоит истинное содержание Священного Писания о первом воскресении
(Откр. 20, 5)? Для выяснения того, что здесь разумел Апостол, лучше всего обратиться
к понятию, сущностно противоположному Воскресению, - смерти. Пис ...