Тантрийская практика: первые три класса ТантрСтраница 1
Теперь я собираюсь рассказать о самом пути тантрийской практики. В низших классах тантр упоминается о двух уровнях пути. Технически их именуют йога со знаками и йога без знаков. Тантры действия при этом представляют свой путь с еще одной точки зрения, а именно со стороны методов обретения тела, речи и ума плода, то есть состояния Будды. Путь обретения пробужденного тела называется визуализацией божества, путь обретения пробужденной речи — объясняется как начитывание мантры — шепотом и в уме, а путь обретения пробужденного сознания технически обозначают как сосредоточение, дарующее освобождение в конце звука. Такой тип сосредоточения предполагает предварительное освоение сосредоточений пребывания в пламени и пребывания в звуке.
Мастера тантры придерживаются разных мнений относительно того, включает ли практика Тантр действия самопорождение в облике божества или нет. Преобладающее по этому вопросу воззрение состоит в том, что, вообще говоря, в Тантре действия практикующим нет нужды порождать себя в облике божества, поскольку медитация на божествах может сводиться к визуализации божеств перед собой. Тем не менее, подходящие практики Тантр действия должны уметь реально визуализировать, порождать себя в виде божества и медитировать таким образом.
Процесс визуализации божества в Тантрах действия проводится в ходе шестиступенной медитации порождения. Эти шесть ступеней, предназначенные для подходящих адептов Тантр действия, называются
1) пустота, 2)звук, 3) буква, 4) форма, 5) печать, 6) божество знака, или символа.
В этом контексте божество пустоты, или высшее божество, относится к созерцанию пустоты себя самого и божества. Как объясняет Арьядева в Четверосотнице , с точки зрения абсолютной истины нет никакой разницы между разнообразными обликами явлений. Все они в равной мере лишены независимой природы, и в этом смысле "имеют один вкус".
Поэтому можно говорить о том, что множественность и разнообразие приобретают один вкус. Хотя все явления имеют одинаково пустую природу, на относительном уровне они проявляются в различных формах и видах, и становится возможным говорить о том, как из единства рождается многообразие.
Вторая ступень — божество звука. Из сферы пустоты — той однородной природы, в которую погружено собственное я и божество, — мы представляем, как мы и божество вместе вибрируем звуком мантры. Здесь мантра не имеет формы букв, напротив, это чистый звук. Удерживание такого созерцания является второй ступенью, божеством звука.
На третьей ступени, ступени божества букв, практик кующий визуализирует, как из состояния самозвучащей мантры на месте практикующего мантра возникает в форме букв, стоящих на лунном диске.
Четвертая ступень — это божество формы. Здесь медитирующий йог реально порождает форму божества из звуков мантры.
За этим следует ступень божества печати, или мудры. Породив себя в медитации в форме божества, йог совершает соответствующие мудры, или символические жесты. Например, в лотосовом семействетакие жесты выполняются на уровне сердца. Это божество мудры.
Последняя ступень — божество символа. Она относится к процессу медитации, в котором после совершения руками жестов йогин визуализирует семенные слоги ОМ, АХ, ХУМ на темени, горле и сердце. Затем в ваше тело приглашаются божества мудрости. Это последняя ступень, божество символа.
Во всех буддийских тантрийских практиках перед самопорождением в виде божества йогин должен созерцать пустоту. Медитировать на пустоте перед самопорождением надо всегда, независимо от того, начинается ли садхана санскритской фразой:
ОМ СВАБХАВАШУДДХО САРВАДХАРМА СВАБХАВАШУДДХО АХАМ или
ОМ ШУНЬЯТА ДЖНЯНА ВАДЖРА СВАБХАВАТМАКО АХАМ.
Это означает, что вы преображаете свою мудрость, сознание, постигающее пустоту, в образ божества. Поначалу это происходит лишь в воображении. Тем не менее, данный процесс служит репетицией, подготавливающей нас к подлинному переживанию того, как наша мудрость, постигающая пустоту, действительно возникнет в форме божества. Поэтому, если у кого-то не хватает понимания пустоты согласно трактовке школы Йогачара или Мадхьямика, добиться успеха в тантрийской йоге будет крайне трудно. Облик божества, произведенного вашей мудростью постижения пустоты, составляет так называемый обширныйкруг божества или методический аспект пути.
Другое по теме
В чем заключается особенность учения св. Климента о покаянии?
Некоторые надменные и гордые христиане, “положившие начало возмущению”, продолжая
упорствовать в расколе рискуют “лишиться упования Его”. Чтобы вернуться в “стадо
Христа”, по словам Климента, необходимо “принять вразумление к ...