Буддизм. Распространение в миреСтраница 11
Цзонхава усовершенствовал изложенное ещё Атишей деление людей по их способности воспринимать Учение на три категории. С учением о трёх категориях людей тесно связано и представление о трёх направлениях буддизма (хинаяне, махаяне, ваджраяне) как о трёх ступенях на пути к Просветлению. Вначале человек идёт путём хинаяны, т. е. монашеской дисциплины, а также изучает основы философии; затем он осознаёт, что индивидуальное спасение невозможно, и даёт обет бодхиссатвы, одновременно постигая философию махаяны. Для достижения цели - спасения людей - он прибегает к тантрическому учению и медитациям ваджраяны.
Лама (“высочайший”) - духовный учитель и наставник для тех, кто стремится постичь философию и мистическую практику. Тем же, кто далёк от Учения (а таких среди тибетцев большинство), он своими молитвами обеспечивает благое перерождение. Поэтому для простого человека почитание ламы - основное условие приближения к Просветлению. Высокая роль наставника в мировоззрении школы гелукпа привела к тому, что учение Цзонхавы западные исследователи стали называть ламаизмом.
В настоящее время тибетскую форму буддизма исповедуют монголы, буряты, калмыки, тувинцы. Много её последователей имеется в Европе и США.
Популярность учения Цзонхавы среди народа объясняется тем, что Цзонхава провозглашал спасение реально достижимым и для простого человека, который вынужден кормить семью и не имеет времени и сил заниматься философией. Путём к спасению является опора на ламу.
ДАЛАЙ-ЛАМЫ
Гедун-дуб (1391-1474), племянник Цзонхавы, спустя столетие после смерти был провозглашён I Далай-ламой. Титул “далай-лама” (“океан премудрости”) носили с конца VI в. правители Тибета, одновременно возглавлявшие и церковь , и государство.
Каждый далай-лама незадолго до своей смерти оставляет сообщение - где следует искать его новое воплощение. Перед тем как разыскивать нового главу Тибета, высшие ламы обращаются к астрологам, и те называют место и сроки следующего воплощения Авалокитешвары. Ребенка узнают по многим приметам: необычным событиям при рождении, странному поведению в младенчестве и т.п. Цепь поисков завершается своеобразным экзаменом - ребенок должен из большого количества вещей выбрать “свои”, т.е. те, что принадлежали предыдущему далай-ламе.
Впервые титул и власть получил III Далай-лама, двое предыдущих были провозглашены далай-ламами посмертно. При V Далай-ламе (XIIв.) Тибет достиг своего расцвета: были изгнаны захватчики, страна объединилась, процветали науки и искусства. Но со временем Тибет стал не в состоянии бороться с внешними врагами. XII Далай-лама, а затем и нынешний , XIV Далай-лама были вынуждены эмигрировать в результате вторжений англичан и китайцев. Буддисты всего мира молятся о возвращении Далай-ламы в столицу Тибета Лхасу, в его дворец Поталу.
Иерархия ламаистского духовенства в общем виде такова: над всеми стоит далай-лама, который в настоящее время воспринимается как глава не только секты гелукпа, но и всего тибетского буддизма. Затем следует его духовный наставник панчен-лама, за ним - настоятели монастырей, далее идут простые ламы. Не следует думать, что всякий тибетский или монгольский монах по праву может называть себя ламой, ибо “лама” означает нечто вроде наличия высшего буддийского образования, а это может быть достигнуто только многими годами изучения языков, философии, медицины и других наук. Более того, не всякий человек ,постоянно живущий в монастыре, является в полном смысле слова монахом - ибо буддийский монах должен соблюдать 253 правила благочестивой жизни.
Тот, кто дал такой обет и выдержал ряд экзаменов по буддийским наукам, получает предшествующую ламе степень - гелонг. Ниже гелонгов стоят гецулы - молодые люди, только начавшие настоящее монашеское обучение, а еще ниже - мальчики-послушники, геньены. Конечно, такая четкая лестница монашеских степеней выдерживается только в больших монастырях Тибета. В Монголии и Бурятии нередко ламой именуют того, кто читает тибетские молитвы, лишь наполовину умея их перевести. Это не значит, что образованные ламыза пределами Тибета не встречаются совсем, - они есть, и, как правило, это врачи и астрологи.
Главным признаком принадлежности к основанной Цзонхавой школе гелукпа является желтая шапка монаха, поэтому ламаизм называют “жёлтой”, или “ жёлтошапочной” верой. “Красная” и “жёлтая” веры кажутся противоположными друг другу: одна исповедует мистическое учение, постигаемое в результате многолетней медитации, другая - философское. В одной безбрачие обязательно, в другой не обязательно. Но вражды между двумя направлениями тибетского буддизма нет - каждый верующий готов со вниманием выслушать представителей другой школы.
Другое по теме
Возвращение Церкви из Пеллы
Результатом расцвета языческих городов было быстрое увеличение
числа христиан “из язычников” в Иерусалимской Церкви.
Так, в Пелле произошло полное очищение Церкви от элементов
иудейства и ее окончательное разрешение от ветхоз ...