Буддизм. История развития
Страница 3

Результатом этих бесед обычно было приглашение Будды со всеми учениками на обед. После обеда, во время которого прислуживает сам хозяин со своим семейством, Будда произносит какое-нибудь поучение

Когда таких приглашений не было, Будда по древнему монашес-кому обычаю отправлялся в соседнюю деревню за милостыней. Он делал это вместе с учениками после обычной утренней беседы с ни-ми и духовных упражнений. После обеда наступало время отдыха и сна, пока не спадал жар и не наступал вечер, когда после “свя-щенного молчания”, опять начинались шумные посещения друзей и поклонников.

8. Община

Надо полагать, что община учеников Будды еще при жизни учи-теля была тесно сплоченным орденом, имевшим свои правила и ор-ганизацию.

Дело в том, что техника монашеского общежития была выработа-на в Индии задолго до Будды, и по внешнему своему виду Будда со своими учениками мало отличался от многочисленных монашеских общин тогдашней Индии.

Внешними признаками учеников Будды было желтое платье и бритая голова; ученики отрекались от семейных связей, от собст-венности и соблюдали строгое целомудрие.

В общине не было различий каст и монашеское платье сглажива-ло различия между рабом и господином, отверженными Судрой и Брахманом.

Господствующее настроение общины первых лет было состояние спокойной уравновешенности, переходящей в тихую, сосредото-ченную радость.

Состояния экстатической восхищенности были единичными слу-чаями и общей жизни буддийских монахов не характеризовали. Все они отличались полной чистотой, душевным миром и преданнос-тью Будде.

Мы напрасно стали бы искать в буддийских источниках характе-ристику того или иного ученика: все они на одно лицо, все говорят одним языком, отличаются одними добродетелями и занимаются одинаковой деятельностью. История, правда, называет имена более близких учеников Будды, но это не делает их личностями: они оста-ются типами буддийских святых, убивших все свои индивидуаль-ные свойства за одно со всеми страстями, желаниями, симпатиями.

Рядом с монахами, вступившими в общину и давшими обеты, сто-яли светские люди, принимавшие его учение, но оставшиеся в миру не порвавшие с семьей, собственностью. Они служили общине по мере своих сил своими дарами. Среди таких верующих мирян были цари, князья, брахманы.

Кроме мужчин, в орден принимались и женщины. Каково же бы-ло их положение среди монашествующих?

Вот несколько буддийских текстов, рисующих отношение Будды к женщине:

- Как нам, Господи, - спрашивает ближайший ученик Будды Ананда, - вести себя с женщинами?

- Избегайте ее вида, Ананда, - отвечал Будда.

- Но если мы ее увидим, что нам делать?

- Не разговаривайте с ней

- Но если мы уже заговорили с ней?

- Тогда будьте осторожны

И все-таки Будда должен был уступить настояниям женщин и при-нять их в общину, но положение их всегда было унизительно-под-чиненное; их только терпели, несмотря на их чрезвычайную пре-данность общине и неустанную работу на пользу братии. Вот просьба одной из его страстных последовательниц, некой Висакхи:

- Я желала бы, Господи, всю свою жизнь давать общине дождевые платья, давать пищу чужим проезжающим монахам, кормить стран-ствующих монахов, кормить больных братьев, ухаживать за боль-ными, давать им лекарства, раздавать ежедневно рис и подарить общине монахинь купальные костюмы.

Будда, который сначала заявляет Висакхи, сто “совершенные слишком возвышены, чтобы соглашаться на всякое желание”, дает свое разрешение на эту благотворительную деятельность.

9. Отшествие Будды в Нирвану

Сорок четыре года проповедовал Будда свое учение и постепенно приблизился к пределу своей жизни. Ему было 80 лет, когда он сильно заболел и был близок к смерти, но одна мысль привязывала его к этому миру: “не годится мне войти в Нирвану, прежде чем я не поговорю с теми, которые заботились обо мне, с общиной моих учеников. Преодолею эту болезнь силой своей и удержу свою жизнь”.

И Возвышенный преодолел свою болезнь. Он встал со своего ло-жа и сел в тени дома, чтобы изложить ученикам последнюю свою волю:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме

Крест седмиконечный
Эта форма креста довольно часто встречается на иконах северного письма, например, псковской школы XV века: образ святой Параскевы Пятницы с житием - из Исторического Музея, или образ святого Димитрия Солунского - из Русского ...