Библия как научный источник о сотворении мираСтраница 15
Совсем иным стал Адам после изгнания из Рая, во всём подобным нам смертным человеком, подверженным болезням, старости, смерти, тлению, только продолжительность человеческой жизни был тогда иной – до тысяча лет. Была ли смерть в Раю? Да. Только один Адам был сотворен бессмертным. А между тем есть распространенное мнение, что и все животные в Раю тоже были бессмертны. Но разве в книге Бытия написано об этом? Откуда появилось множество других, совершенно необоснованных представлений о так называемых противоестественных чудесах? Чудеса были и бывают только сверхъестественные. Итак, возвратимся опять к первозданному Раю. Был ли это просто один из многих участков земли с общей фауной и флорой? В Библии сказано: «Насадил Бог рай в Эдеме на Востоке и поселил там человека, которого создал» (Бытие 2:8). Следовательно, Рай был создан особым попечительством Божиим, с особой красотой деревьев и цветов, и обитателями его из мира живых существ стали не все существовавшие тогда в мире, но избранные Богом для их царя – Адама. Боговидец Моисей ничего нам не поведал о том, какие живые существа населяли Рай, и все наши предположения были бы беспочвенны. Однако можно сказать с уверенностью, что в пределах Рая все твари были покорны Адаму и Еве. Эта печать покорности сохранилась в так называемых домашних животных, которых Бог оставил Адаму после изгнания из Рая. Домашние животные биологически отличаются от таких же диких, что является одной из мировых загадок. Все домашние животные начали распространяться с территории Среднего Востока, оттуда, где был Эдем – из Шумера и Южной Месопотамии. В пределах Рая покорность твари Адаму выражалась в том, что животные не уничтожали один другого, не лилась кровь. «И сказал Бог (Адаму и Еве): вот Я даю всякую зелень и всякое дерево, у которого плод древесный – вам в пищу, а всем зверям и птицам . (дал) Я всякую зелень травную в пищу. И стало так». (Бытие 1:29-30). И стало так, значит, до создания Рая было не так; были хищники.
Что же представляло собой Дерево Жизни, вкушая плоды которого, Адам мог жить вечно? По древнему святоотеческому мнению – плоды Древа Жизни – это Райский образ Небесного Хлеба, сошедшего с Небес, вкушая который, человек будет жить вечно. Это была небесная трапеза – как под видом плодов земных, хлеба и вина, преподается человеку небесная пища Тела Христова – так в Раю под плодами Древа Жизни преподавалась Адаму пища нетленной и вечной жизни. Утратив эту небесную пищу, утратил Адам и вечное бессмертие: «И сказал Господь Бог: Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр руки он своей, и не взял так же от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Бытие 3:22). Плач Адама об утраченном Рае – это прежде всего плач об утраченном Древе Жизни, плач о бессмертии. Сербская Церковь сохранила древнейший обычай – плач о Древе Жизни, бывшем в Раю. В праздник Рождества Христова в сербских храмах выносят дерево с листьями – дуб, он символизирует вечность, ибо может жить тысячелетиями, дуб украшают несколькими яблоками и поют печальные песнопения, полные благоговения, а затем опускают ствол в огонь, и листья мгновенно увядают. Эти листья верующие благоговейно берут на память о Древе Жизни. К яблокам же никто не прикасается. Какими неведомыми путями, через многие тысячелетия, донес сербский народ до наших дней традиционную Адамову мистерию и должен, по заповеди Отцов Сербской Церкви, донести ее даже до конца мира. Так, возможно, плакали адамиты, совершая память о Райском Древе Жизни. Райское Дерево Жизни заменено в христианские времена Живоносным Древом Креста Господня, которым даруется вечная жизнь.
Изучая далее повествование видим, что первые поселения адамитов были в Эриду и Уре на берегу залива, затопившего огромную территорию потерянного Рая. Адам поселился «против Рая». Вполне понятно желание Адама остаться поблизости Рая. Что-то должно было вынудить Адама оставить это место и идти дальше. Так и случилось. Начал наступать залив, он залил территорию Рая и всю окружающую местность. Но куда мог пойти Адам? Путь на север преграждал многоводный Евфрат. С востока наступали воды залива, что называется в геологии рансгрессией моря. На западе тянулась бесплодная песчаная пустыня Аль Хаджар. Оставался единственный путь – идти вверх по правому берегу Евфрата и, как только прекратилось наступление вод залива, остановиться на возвышении. Первые поселенцы Шумера считали себя народом или, возможно, даже детьми Божиими, от постоянных милостей Которого зависело их благосостояние. Во всяком случае, древнейшим известным нам сооружением на территории Шумера в Эриду, является святилище, сменившееся целым рядом более поздних священных зданий. Сооружения этих зданий увенчалось постройкой в начале 3 тысячелетия до н.э. настоящего «кафедрального собора». Первые земледельцы, поселившиеся в Эриду, воздвигли недалеко от моря на песчаном холме квадратное святилище (храм – XVI, т.е. самый древний, за 5000 лет до Р.Х. – С.Л.), площадью всего лишь 3 кв.м, он был выстроен из длинных, призматической формы сырцовых кирпичей. Помимо этого напоминания о своей набожности, первые поселенцы не оставили, по-видимому, после себя ничего, кроме расписанной керамики и нескольких глиняных бусинок. В результате седьмой перестройки святилище превратилось в обширный храм (храм – XI), хранивший остатки более древних святилищ (Гордон Чайльд, Древнейший Восток, 1956 г.). Эриду был священным местом первых адамитов, ведь там был возведен первый на земле храм, это сохранилось и в названии поселения – Иер-Иду (Иер – священный, фонетически перешедшее в «Эр»). В то же время, по свидетельству древнейших клинописных записей, Эриду был еще и столицей «допотопных десяти царей», последний из которых – Ной – Ут-Напиштим по вавилонской терминологии. При Ное и случился Потоп, описанный в тех клинописных табличках. Возможно, что «десять допотопных царей» – и есть десять допотопных патриархов, от Адама до Ноя. Все данные свидетельствуют о том, что именно Эриду из трех самых древних городов: Эриду, Ур и Обеид – был первоначальным поселением Адама. Клинописная запись назвала десять допотопных патриархов царями. Не в терминах дело. Оба понятия – старейший в роде или царь, близки по смыслу, но важно то, что Эриду назвали столицей первого царя, первого старейшего в роде Адама. Думая, что слово и понятие «царь» появилось значительно позднее, когда люди размножались, когда появились города и области, понятие «царь» отнесли и к первым старейшинам первого человечества. Значит Адам был патриархом всего допотопного человечества, его верховным вождем и старейшиной, его «царем», но был ли он первым первосвященником? Видимо, нет. Ведь первое Богослужение началось только при сыне Адама Сифе. «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя Энос, тогда начали призывать имя Господа (Бога)» (Бытие 4:26). Адам не считал себя достойным после грехопадения, после того, как из-за него с человечеством произошла катастрофа – призывать имя Господа от лица всех людей. Первоначально Адам, Авель и Каин совершали жертвоприношения. При Сифе это сменилось общественным призыванием Господа Бога – общим пением гимнов Богу, соединенным с тем же жертвоприношением. Жертвоприношения служили прообразом заклания за грехи мира Вечного Агнца. Интересно отметить, что обычай приносить жертвы существовал в древнем мире у всех народов. Сиф первый поднял руки к Небу как первосвященник за весь род людской, тогда еще очень малочисленный. Именно Сиф устроил первый общественный жертвенник, алтарь Богу. Сохранился ли этот жертвенник? Не на том ли самом холме – на месте первого жертвенника, был построен самый древний в Эриду храм, размером в 3 кв. м., относящийся ко времени 5 тысяч лет до Р.X. Указанный храм достраивался впоследствии 16 раз в течение тысячелетий, но первоначальное сооружение оставалось в центре в нетронутом виде. Почему же так хранило его древнее человечество? Может быть, не в данном трехметровом храме, вернее, в алтаре, Сиф совершал свои Богослужения, но во всяком случае, можно предположить, именно на этом месте.
Другое по теме
Социальная ответственность
Существуют две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. Согласно одной из них, организация социально ответственна, когда м ...