Появление Николая КузанскогоСтраница 3
Эти слова - непосредственное выражение гуманистических настроений новой восходящей эпохи. В них вера в безграничные возможности человека, в его творческие способности и всестороннюю активность, В известной мере в них и уверенность в себе самого Кузанца, обладавшего независимостью мышления, смелостью суждений, философской мудростью и проницательностью взгляда, способного заглянуть за горизонт. Не зря спустя сто лет самоотверженно дерзкий и титанически умный Джордано Бруно, испытавший на себе силу влияния его идей, назовет его “божественным”.
Познаваемость мира на фоне непознаваемости Бога – Часть II
1.Мир – бесконечен.
Критика со стороны ортодоксального богослова насторожила Николая Кузанского (“Мне сегодня попалась книжонка одного не только невежественного, но и наглого человека, называющего себя магистром теологии” - писал он), и впредь он высказывался осторожнее. К тому же и кардинальское положение его обязывало. В “Апологии ученого незнания” (1449) он постарался ответить на предъявленные ему обвинения, доказывая согласованность своих суждений с мнениями церковных авторитетов, хотя за пристойной формой этого и последующих его сочинений нельзя не разглядеть все той же линии (“Что Бог во всем и все в нем - известно из апостола Павла и всех мудрецов. Но этим никто не утверждает сложности в Боге, так как все в Боге - Бог: земля в Боге не земля, но Бог и так далее. Этот человек совершенно ничего не понимает, раз делает вывод о несовместимости этого с простотой Бога. Как с простотой единства согласуется то, что в нем свернуто пребывает всякое число, так с простотой основания - все обоснованное”).
В концепции человека, выдвинутой им, было не только воспроизведение диалектики всеобщего (бога и миpa), но и нечто новое - диалектика познания как естественной человеческой способности, реализуемой посредством чувства, воображения, рассудка и разума. Его идеи предвосхищали будущую полемику филосософов относительно метафизического образа мыслей и утверждения диалектического способа мышления.
Убежденный в том, что мир бесконечен, Николай и приходит к выводу, что процесс познания бесконечное совершенствование человеческих знаний. Познающий ум - это сложная система способностей. В платоновско-аристотелевской традиции они уже были зафиксированы и хорошо известны схоластике, но Кузанец дает не только глубокую характеристику каждой из них, а и рассматривает их в единстве, во взаимодействии друг с другом. Это очень важно: только взаимодействие всех познаваемых сил ведет к успеху, к истине.
В ту пору возрастал интерес к чувственно-эмпирическому познанию, и философ особое внимание уделяет чувствам, ибо “сила ума . не может перейти к своим функциям, если не получит возбуждения . при посредстве чувственных представлений”. Однако чувственное познание дает лишь частное знание, добытые им знания должен упорядочить рассудок, без которого невозможна и деятельность чувств. В свою очередь, “в рассудке нет ничего, чего раньше не существовало в ощущении”. “Поскольку Бог вне всяких рациональных определений, то он недоступен познающему рассудку, но зато последнему открыт весь материальный мир, в отношении которого рас судок способен реализовать себя в полную силу, особенно с помощью математики, наиболее достоверной как считал Кузанец, из всех наук, ибо число - первообраз всех понятий нашего ума, а без него невозможно ничего ни понять, ни создать”l. Он был убежден, что в основе всех явлений природы лежат математические отношения, и на каждом шагу стремился пояснять свои рассуждения математическими примерами.
2. Пояснение своих суждений.
Согласно ему, высшей познавательной способностью является разум, чья деятельность, в отличие от рассудка, полностью отделена от чувств. Рассудок лишь преддверие разума, это лишь ограниченная сила ума, не выходящая за пределы сравнивание вещей, и ему недоступна актуальная бесконечность то есть Бог. Последнее - исключительный предмет разума, хотя и для него “сущность вещей, которая есть истина бытия, непостижима в своей чистоте” Непостижим, по Кузанпу, и сам разум, который в его учении представляет собой мистическую интуицию.
Под влиянием неоплатонических идей он рассматривал разум в качестве божественной космической силы.
Но что так важно: именно разум как высшая теоретическая способность человеческого духа, мыслящая бесконечное, служит, по Кузанцу, средоточием, органом диалектического мышления (то есть мышления противоположностями, усматривая не только их различие, но и тождество, не только противостояние, а и единство). Рассудок, лишение бесконечной силы разума, заявлял философ, “спотыкается”, “не может связать противоречия, разделенные бесконечностью”. И он критикует схоластических последователей Аристотеля за то, что они придерживаются лишь “утвердительного метода”, мыслят конечными понятиями, застывшими категориями, - их рассудочному уму непостижимо “совпадение противоположностей” (в частности, таких, как Бог и человек, Вселенная и земной мир, субъект и объект). Постижение же такого совпадения, согласно Николаю Кузанскому, - дело интуитивной, мистической стороны человеческого разума (ею, разумеется, не исчерпывалось его содержание), в нем-то и достигается “обожествление” человека.
Другое по теме
Архиепископ Афинский Блаженнейший Серафим (Тикас) (1974 - 1998)
Архиепископ Серафим (в миру Виссарион Тикас) родился в 1913 году в деревне Артесианон.
Духовное образование получил на Богословском факультете Афинского университета.
В 1938 году был рукоположен во диакона, в 1942 году — во ие ...