Ислам. Истоки, возникновение,основные черты
Страница 7

Религия Мухаммеда так часто одерживала верх над религией Христа види­мо, вследствие большей простоты, доступности, понятности народным мас­сам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-феодаль­ный быт.

Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились важ­ным переломным моментом в эволюции Ислама.

Существенные изменения претерпела мусульманская судебная система, сложившаяся в средневековье, и в определенной мере - сама система му­сульманского права: происходило постепенное ограничение юрисдикции шари­атских судов; к середине XIX века на территории Османской империи были окончательно разграничены сферы компетенции шариатских и светских судов (процесс этот начался значительно ранее). Одновременно с этим осущест­вляется кодификация норм мусульманского права (свод положений ханафист­кого права - Манджалла - был составлен в 1869-1876 годах), в ряде стран вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы, не предусматри­ваемые шариатом. Определенные изменения роли Ислама в общественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с реформами Мухаммеда Али в Египте и политикой танзимата в Османской империи.

Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда традиционных положений Ислама. Однако этот процесс оказался весьма болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в полемике по пово­ду допустимости (или греховности) создания в мусульманских странах бан­ковской системы. Наиболее ярко выраженную форму она приобрела в Египте, где муфти Мухаммад Абдо в 1899 году издал фатву, разъяснявшую, что бан­ковские вклады и взимание с них процентов не являются ростовщичеством и, следовательно, не относятся к категории осуждаемого риба. Эта фатва спо­собствовала приведению существовавшей системы в соответствие с интереса­ми национальной буржуазии.

В конце XIX и особенно в начале XX века большой размах по всему му­сульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама, представи­тели которого вступают в острую полемику и с мусульманскими традициона­листами, и со сторонниками светских концепций общественного развития. Одновременно начинает складываться и международное исламское движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 году была создана первая международная мусульманская организация Всемирный исламский конг­ресс.

Качественно новый этап в истории Ислама - вторая половина XX века. Широко развернулась борьба вокруг проблемы выбора пути развития освобо­дившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого "третьего пути", отличного как от капиталистического, так и от социалистического.

Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские пар­тии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.

Концепции "исламского государства" подразумевают воплощение в совре­менных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регули­рования экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д. В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и социаль­но-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики разви­тия конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, нося­щие название "исламизации", осуществляются как "сверху" - путем законо­дательного введения тех или иных норм (например в Пакистане - введение ушра и заката, исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение "исламского правления"), так и "снизу" - в результате давления религиоз­но-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют "Братья-мусульмане". Под "исламизацией" подразуме­вается и процесс расширения числа последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары), кото­рый нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочис­ленных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме

Крест осмиконечный православный
Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. "А когда Христос Го ...