Основы формирования личности христианинаСтраница 3
3. Осознание веры как плода встречи
Осознание сущности веры и, следовательно, сущности Христа; живое осознание ценности нашего единства, нашей сопричастности, иначе говоря - Церкви не являются результатом умозрительных рассуждений или исследований. Это плод встречи.
Встреча - это общение с личностью или общиной, которое представляется нам столь подлинным, что оно поражает нас, как вспышка света, и призывает нас к новой, более истинной жизни.
Благодаря этой встрече вся значимость веры и Церкви как исторической реальности начинает обретать конкретные черты и уже не представляется чем-то абстрактным и отвлеченным, так что все наше “я” должно сделать решающий выбор. Поэтому когда личности бросается вызов, она осознает, что речь идет о всей ее жизни.
И если это не так, если речь идет не о решающем выборе, значит, вера еще не открылась человеку, но можно говорить только о его знакомстве с религиозными обрядами и о пассивном участии в них.
Парадоксальным образом можно сказать, что христианство - это не религия, это жизнь.
Противоположностью этому фактору, характеризующему формирование личность христианина, является идентификация личностных отношений с Христом и с Церковью с предписанными обрядами вместо полной самоотдачи, как будто ба Христос и Церковь есть нечто постороннее нашему существованию, тогда как на самом деле, если затрагивается мое “я”, то это влияет на все мое поведение и определяет его.
Это и называется целостностью, тогда как ее противоположность - фрагментарность - сводится к исполнению обрядов или пустой видимости социальной жизни.
На самом деле Христос для моей личной жизни есть все, а опыт Церкви - это мой целостный субъективный опыт. Христос и Церковь - это для меня спасение , а я все время один и тот же, когда ем и пью, бодрствую и сплю, живу и умираю, как говорит святой Павел; когда учусь, работаю или занимаюсь чем бы то ни было.
Христос и Церковь вдохновляют и определяют все мое поведение, что бы я ни делал. Поэтому встреча - это “событие”, которое стремится обновить все мои отношения с вещами и людьми и само мое отношение к своим грехам.
4. Конструктивные отношения в общине
как путь к утверждению “Иного”
Эта глубокая устремленность ставит своей целью создание совокупности различных человеческих отношений со всеми людьми, но прежде всего с теми, кому эта устремленность также свойственна, то есть с членами христианской общины.
Так община, оставаясь принадлежащей к среде, где она существует, становится сферой реализации новых человеческих отношений, отношений более гуманных, основной закон которых - милосердная, деятельная любовь.
Любить - значит стремиться утвердить в отношениях не себя, а другого человека. Потому что утверждать другого - значит возрастать, совершенствоваться. На практике милосердная любовь выражается во внимании к личности другого человека, в стремлении войти в его положение, чтобы взять на свои плечи, вместе с другими, его проблемы и заботы.
Так рождающаяся община становится источником бесконечно разнообразных инициатив и начинаний. Благодаря им определенная часть общества становится по-человечески более притягательной, Так, рождение ребенка у одного и членов общины становится искренней радостью для всех, брак двух членов общины также становится праздником для всех остальных. Больным там оказывается помощь, а если одна семья лишается крова, то это становится проблемой всей общины, насколько это возможно при сохранении свободы каждого. И я говорю не об идеале, а о том, что уже делается в христианских общинах.
Другое по теме
Святой Александр. Последнее гонение
С восхождением на престол Иерусалимской Церкви епископа Александра
(213-251), соученика великого Оригена по Александрийской школе, в Иерусалимской
Церкви начинается период духовного образования и общего подъема.
Личными стара ...