БессмертиеСтраница 2
Если допустить, что во вселенной, во времени и пространстве, которым подчинена наша рудиментарная психология, существуют одаренные разумом силы, вмешивающиеся иногда и в нашу жизнь, то мы получим гипотезу для полного объяснения фактов, изложенных в этой книге.
Итак, признать существование не имеющих материальной формы мистических существ, ангелов или демо нов, духов, иногда вмешивающихся в наши поступки, могущих абсолютно неизвестными нам путями по своей воле изменять нашу материю, направлять некоторые наши мысли, принимать участие в нашей судьбе, признать существование существ, которые могут принимать материальную и психологическую форму умерших людей, чтобы войти в общение с нами, ибо иначе мы не знали бы о них - это наиболее простой способ понять и разъяснить большую часть метапсихических явлений.
Вот заключение ученого, привыкшего к позитивному мышлению, полученное после объективного изучения множества метапсихических фактов, которые он усердно собирал в течение своей жизни.
К такому же заключению пришли и другие крупные ученые метапсихологи Мауер и Оливер Лодж.
Сущность этого заключения можно свести к тому, что дух человеческий имеет общение с миром трансцен дентным, вечным, живет в нем и сам принадлежит веч ности.
Главным препятствием к признанию бессмертия души для неверующих служит дуалистическое воззрение на душу и тело, понимание души как особой сущности, связанной с телом только при его жизни. Это воззрение мы и считаем неверием и не находим в Священном Писании никаких препятствий к тому, чтобы понимать от ношения между душой и телом с точки зрения монизма. Мы говорили уже о необходимой связи между духом и формой, о том, что дух уже в эмбриональном со стоянии тела формирует его. Всем клеткам тела присуща духовная энергия, ибо они живы, а жизнь от Духа.
Между всеми функциями тела и психической деятельностью, понимаемой так, как ее толкуют физиологи, существует, конечно, двусторонняя причинная связь.
Но это касается только той части нашего трехчастного существа, которую можно было бы назвать низшей животной душой; это та часть нашей духовной сущности, которая обнимается нашим сознанием, если можно так выразиться, феноменальная душа.
Но Дух выступает за пределы мозга со всех сторон (Бергсон), дух есть сумма нашей души и части ее, на ходящейся вне границ, нашего сознания.
Между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие. Все то, что происходит в душе чело века в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты, имеющие начало в сенсорных восприятиях, теснейшим образом связаны с жизнью духа. В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела. Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа и его направленность в сторону добра или зла. Жизнь мозга и сердца и необходимая для них совокупная, чудно скоординированная жизнь всех органов тела нужны только для формирования духа и прекращаются, когда его формирование закончено, или вполне определилось его направление. Жизнь тела и души можно сравнить с полной красоты и прелести жизнью виноградной грозди. Прекращается питание ее соками лозы, росой небесной, окропляющей нежный пушок сочных ягод, и остаются лишь выжимки, обреченные на гниение; но жизнь виноградных гроздьев продолжается в полученном из них вине. В него переходит все то ценное, пре красное и благоуханное, что было выработано в живых ягодах под благотворным действием света и солнечного тепла. И подобно тому, как вино не портится, а продол жает жить своей собственной жизнью после смерти винограда, становясь тем лучше и драгоценнее, чем дольше оно живет, и в бессмертном духе человеческом продолжается вечная жизнь и бесконечное развитие в на правлении добра или зла после смерти тела, мозга и сердца и прекращения деятельности души.
Вечное блаженство праведников и вечную муку грешников надо понимать так, что бессмертный дух первых, просветленный и могущественно усиленный после освобождения от тела, получает возможность бес предельного развития в направлении добра и Боже ственной любви, в постоянном общении с Богом и все ми бесплотными силами. А мрачный дух злодеев и бо гоборцев в постоянном общении с диаволом и ангелами его будет вечно мучиться своим отчуждением от Бога, святость Которого познает, наконец, и той невыносимой отравой, которую таит в себе зло и ненависть, беспре дельно возрастающие в непрестанном общении с цен тром и источником зла, сатаной.
В вечном мучении тяжких грешников нельзя, ко нечно, винить Бога и представлять Его бесконечно мстительным, карающим вечной мукой за грехи крат ковременной жизни. Всякий человек получает и имеет дыхание Духа Святого. Никто не рождается от духа са таны. Но как черные тучи затемняют и поглощают свет солнца, так злые акты ума, воли и чувства при посто янном их повторении и преобладании постоянно затем няют свет Христов в душе злого человека, и его созна ние все более и более определяется воздействием духа диавола.
Другое по теме
Связь этики и эсхатологии
Господь обещает “воскресить тех, которые в уповании благой веры свято служили
Ему” (XXVI). Поэтому “в этой надежде да прилепятся души наши к Тому, Кто верен в
обещаниях” (XXVII), и, зная , что “Бог все видит и слышит..., убоим ...