Понимание духовности в христианствеСтраница 3
Рассмотрение духовности в системе дух - душа - тело, в связи со структурой личности и ее свойствами является наиболее плодотворным для возможной попытки диалога, интеграции психологического и богословского знания, дающих принципиально разный ответ на вопрос о происхождении духовности, но в одинаковой степени интересующихся ее сущностью и свойствами.
Итак, рассматривая это понятие, в контексте структуры личности, можно, на мой взгляд, сделать вывод о том, что духовность - это определенная совокупность личностных черт, которой обладает христианин (вопрос о наличии духовности у неверующих людей рассматриваются разными конфессиями по-разному, в частности, протестантизм отрицает возможность действия Св. Духа на личность неверующего человека) и которая по природе является как “проекцией” Святого Духа на душу, а, значит, и является “встроенным механизмом личностного роста”, который имеет конечной целью возможно полное преодоление последствий грехопадения, включая человека в отношения любви в Святой Троице и, на внешнем, видимом уровне достижение идеала христианской личности”, единого в базовых чертах, и в то же время имеющего великое многообразие типов (единство в многообразии). Это достижение идеала, ревность о наибольших духовных дарах, оставляет место для личностного своеобразия каждого, кто по призыву Апостола Павла делает попытку “подражать Христу”. Наивысший духовный уровень человека вбирает в себя, поднимает до своей высоты и облагораживает все предшествующие уровни, не отменяя их, а перенося с них акцент.
Говоря об идеале христианской личности, необходимо подчеркнуть, что несмотря на общехристианский, внеконфессиональный характер этого идеала, вобравшего в себя и ветхозаветные представления, подчеркивающие аспект действия в мире (“блажен муж”, который поступает согласно определенным правилам, главные из которых формулируются в Декалоге) и новозаветные, ориентирующиеся скорее на внутреннее сознание человека и, самое главное, основанный на подражании непосредственно личности Богочеловека. Различные конфессии, обладая всей полнотой знания об этом идеале, тем не менее в силу разнообразных исторических причин и догматических различий, акцентируют внимание своих приверженцев только на некоторых его сторонах, хотя и каждая конфессия дает возможность достичь идеала любому типу личности (На мой взгляд применение термина “идеал христианской личности” здесь оправдано, т.к. не все конфессии принимают такое понятие как святость).
Таким образом, возвращаясь опять к “горизонтальному измерению”, духовность человека, как уже было сделано выше, представляет собой, как мне кажется, совокупность личностных черт, которые максимально приближают человека к описанному христианскому идеалу. Конечно это описание конфессиальной духовности будет далеко не полное, ведь внутри каждой конфессии существует огромное множество вариантов духовности, которые представляют различные группы и направления, не говоря уже о том, что духовность может пониматься и как личный, уникальный опыт каждого и тогда количество типов духовности многократно возрастает. Задачей данной работы и является краткое описание самых основных “параметров” духовности, по которым одна конфессия может быть отличима от другой. Более детальное изучение духовности в отдельных конфессиях, включающие в себя и синхронное и диахронное исследование “человека в конфессии” - задача будущего.
Среди этих черт имеются такие, которые могут быть отнесены по преимуществу к когнитивной сфере - (мудрость, ведение, благоразумие), к эмоциональной (благочестие, страх Божий) или мотивационно-волевой сфере (надежда как воля уповать на Бога во всех обстоятельства, мужество).
Другое по теме
Согдиана и Бактрия накануне Омейядского периода
Поскольку Согдиана и Бактрия были самыми большими областями
Центральной Азии, в которых арабы в первую очередь распространили ислам,
давайте подробнее рассмотрим религиозное наследие народов этих стран. Это
поможет нам понять и ...