Православие и католицизм: от диалога к противостояниюСтраница 3
1015 г. После неожиданной кончины св. Владимира Святополк, поддерживаемый поляками, начал борьбу за великокняжеский престол, по-иезуитски убив своих братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба, ставших первыми отечественными святыми на Руси. Затем убит был и князь древлянский Святослав. Против Святополка Окаянного выступил еще один сын Владимира — новгородский князь Ярослав Мудрый, которому братоубийца, невзирая на военную помощь тестя Болеслава, в 1019 году проиграл войну.
1054 г. Произошел окончательный разрыв канонического общения между Константинопольским Патриархом и папой Римским. В том же году преставился князь Ярослав, при котором было сделано немало для укрепления Руси в православной вере. В частности, были созданы две главные святыни Руси: киевский собор Святой Софии и Киево-Печерская Лавра. Впоследствии князья Руси неоднократно задавали православным иерархам и священникам вопросы “о вере латинской”, и пастыри обличали все неправды последней. К числу самых ярких и популярных сочинений на эту тему принадлежит “Слово” одного из основателей Лавры преподобного Феодосия Печерского, который адресовал свое послание сыну Ярослава Мудрого Изяславу, женатому на католичке — дочери польского короля. Обличительные сочинения против католицизма принадлежат также перу современника св. Феодосия митрополиту Киевскому Георгию. Митрополит Киевский Иоанн II отвечал на послание одного из антипап предложением оставить католические заблуждения, а митрополит Киевский Никифор писал о пагубности католического учения великому князю Киевскому Владимиру Мономаху (†1125) и другим его родичам. В свою очередь Рим не оставлял надежды подчинить Русь. Из послания епископа Краковского Матфея к аббату Клервонскому Бернарду известно, что около 1155 г. последний направлялся на Русь в качестве миссионера. Состоялась ли эта миссия — неизвестно. Русские летописи отмечают под 1169 г. очередной приход папских послов.
1188 г. Галиция подпала под власть венгерского королевича Андрея, на второй год правления которого венгры начали притеснять галичан и оскорблять их веру, после чего в 1190 г. иноземное иго было свергнуто. Вскоре в 1201 г. продолжатели дела Мейнгарда в Прибалтике основали орден меченосцев и начали покорять регион Риму, что всячески поощрялось папами.
1204 г. Во время IV-го крестового похода католические рыцари-крестоносцы вместо запланированного броска в Палестину осуществили коварное и невиданное разграбление Константинополя, были истреблены его жители, погибло множество святынь и памятников столицы, осквернена Святая София, в алтаре разбит на куски главный престол церкви. (Это святотатство греки более восьми столетий не могли простить католическому Риму — лишь в 2001 году Элладская Церковь разрешила папе Римскому впервые посетить Грецию, но не позволила поцеловать ее землю). При этом город был объявлен столицей католической Латинской империи, а столицей Византии временно стал г. Никея. (В 1261 г. византийцы вернут себе Константинополь и упразднят Латинскую империю). Считая себя отныне господствующим над всем христианским миром, папа направил галицкому князю Роману предложение принять католичество и обещал русичу за это покорить “мечом апостола Петра” многие земли. Указав папскому послу на свой меч, Роман ответил: “Таков ли меч у папы? Если он такой, то он может брать им города и дарить другим. Но это противно Слову Божию, ибо иметь такой меч и сражаться им Господь запретил Петру. А я имею меч, от Бога мне данный, и пока он при бедре моем, дотоле не имею нужды покупать себе города иначе, как кровью, по примеру отцов и дедов моих, распространивших землю Русскую”.
Другое по теме
О смерти первой и смерти второй
В чем же состоит истинное содержание Священного Писания о первом воскресении
(Откр. 20, 5)? Для выяснения того, что здесь разумел Апостол, лучше всего обратиться
к понятию, сущностно противоположному Воскресению, - смерти. Пис ...