Трагедия церковного разделенияСтраница 8
- Но ведь Россия - это не Запад, а Восток, и, следовательно, исходя из Вашей логики, наши с нею "стены" должны быть общими .
- И все же православная цивилизация существует, вероятно, ныне лишь в одном единственном месте, где вообще сведена к минимуму цивилизация - на Святой Горе Афон. Следует употреблять эти понятия, - я имею в виду понятия "Восток" и "Запад", - не отрывая их от своего религиозного содержания, то есть говорить о Православии и ино-славном Западе. Украина и Россия - это православные страны. И любая политика по отношению к России, которая не будет исходить из этой глобальной предпосылки, обречена на провал. Но проблема кризиса православного мира не сводима к оппозиции "Украина-Россия". Современные церковные нестроения, в том числе и в Украине, показывают, что их причина в отсутствии "православной ойкумены", в том, что не только Украина и Россия, но и все остальные православные страны живут сегодня "сами по себе", не осознавая, что таковое положение ненормально и ведет к величайшему историческому умалению Православия. В чем причина современных конфликтов, и что вообще разделяет сегодня православных? Дело в том, что мы замкнулись в своих религиозно-национальных мирах и не хотим знать, что есть Православие как целое. Парадоксально, но православный, восточный мир разделяют сегодня чисто западные идеи, к примеру тот же национализм, омрачивший европейское сознание со времен так называемой "Великой Французской Революции". Национализм - это грех, и в этом смысле нет необходимости указывать на его западное происхождение. И все же в историческом контексте "секулярный национализм" есть явление сугубо западное . Думается проблему необходимо рассматривать на ином, более масштабном уровне, чем уровень современного конфликта политических элит и национальных интересов восточнославянских стран. Православный мир не существует сегодня как целое. Крушение коммунизма и церковное возрождение, начатки которого явственны ныне во многих постсоветских странах, до сих пор не привели к какой-либо форме самоорганизации православного мира. "Общих", придающих его бытию целостность и завершенность, "стен" у православного мира сегодня нет, и нам, как некогда Спасителю, просто "негде приклонить голову", так как западная цивилизация является обителью иного духа. Другими словами, я думаю, что прежде чем пытаться уврачевать существующий конфликт национальных интересов необходимо осмыслить, что есть Православие как целое. Конфликтную двойственность нашего сознания можно преодолеть лишь на качественно новом уровне - уровне "тройственных" отношений любви.
Вместе с тем мы должны быть открыты и к инославию. Наши "стены" должны быть обращены "вовнутрь", а не "вовне". "Христианский Запад, - пишет С.С. Аверинцев, - остро нуждается сегодня в православном чувстве тайны, "страха Божия", онтологиче-ской дистанции между Творцом и тварью, в православной помощи против эрозии чувства греха . Но и христианскому Востоку не обойтись без западного опыта более чем двухвековой жизни веры перед лицом вызова, брошенного Просвещением, без всего, что оказалось "наработано" западной рефлексией над проблемами нравственного богословия и сопряженного с ним богословия права, без западного вкуса к терпеливому различению нюансов, без примата императива интеллектуальной честности". Иными словами построение "стен" это лишь первый этап нашего строительства. Не в меньшей степени, чем в "стенах" мы нуждаемся и в "мостах общения", которые открыли бы нам возможность стать смиренными паломниками и странноприимными домоправителями. Помните слова одного из персонажей Достоевского: "нам дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого Божьего мира, эти осколки святых чудес"? Мало дорожить "своими" камнями. Необходимо научиться дорожить и ценить "чужое", а вернее увидеть в "чужом" самое что не есть нам близкое, то есть Живой Краеугольный Камень - Христа . Одна из моих любимых книг - это "Господь" Романо Гуардини. Это очень простая и не "научная" книга: в ней нет длинных примечаний и ссылок на литературу. Но я знаю многих православных, которые бы согласились отправиться в другой город, будь это единственный способ вновь взять ее в руки. И я не сомневаюсь, что точно также поступил бы и сам Гуардини, не будь у него иной возможности читать Достоевского.
-Вернемся к разговору о взаимоотношениях с Россией. Согласны ли Вы с тем, что именно там ощутимо сегодня возрождение православного мировоззрения и православной культуры? А если это так, то каким образом это должно повлиять на взаимоотношение наших стран?
Другое по теме
Гонение со стороны иудеев
Добившись распятия Иисуса Христа, иерусалимские правители, главным
же образом предводители священства, верили, что после Его смерти ученики
рассеются, а “новая ересь” исчезнет бесследно. Нам неизвестно, каким было
настроение не ...