Прославление новомучеников российских и возрождение России
Страница 5

Одновременно шел процесс массового разрушения культуры, начатый погромами монастырей и храмов по всей стране. Будучи изначально православной, русская культура создавала благоприятную почву для сближения многих российских племен и народов с русским народом и Православием. Вместо нее новая власть попыталась создать строго регламентированную “социалистическую” культуру, полностью лишенную религиозного элемента и лишь способствовавшую, по большому счету, той варваризации, которая ныне охватила огромную часть населения России.

Мужественно и непоколебимо пребывая в вере и уповании на помощь Божию, Святая Церковь терпеливо ожидала окончания гонений. Важнейшим документом эпохи, выражающим подлинно церковную позицию этого времени, по нашему мнению, является составленное в исключительно трудных условиях , известное Обращение епископов - соловецких узников к Советскому правительству 1926 года. Это был голос Церкви, мужественно и с достоинством излагавший церковное понимание отношений с новой властью и необходимые для полноценной церковной жизни условия, хотя получение этих условий в те времена представлялось абслоютно невозможным. Тем не менее в Обращении по существу была изложена, кратко и сдержанно, программа независимого устроения Церкви. Напомнив об обязаностях государства, авторы говорят в заключение:

“Церковь надеется, что не будет оставлена в этом бесправном и стесненном положении, в котором она находится в настояще время, что законы об обучении детей Закону Божию и о лишении религиозных объединений прав юридического лица будут пересмотрены и изменены в благоприятном для Церкви направлении, что останки святых почитаемых Церковью, перестанут быть предметом кощунственных действий и из музеев будут возвращены в храмы.

Церковь надеется, что ей будет разрешено организовать епархиальное управление, избрать Патриарха и членов Священного Синода, действующих при нем, созвать для этого, когда она признает это нужным, епархиальные съезды и Всероссийский Православный Собор. Церковь надеется, что правительство воздержится от всякого гласного или не гласного влияния на выборы членов этих съездов (Соборов), не стеснит свободу обсуждения религиозных вопросов на этих собраниях и не потребует никаких предварительных обязательств, заранее предрешающих сущность их будущих постановлений.

Церковь надеется также, что деятельность созданных таким образом церковных учреждений не будет поставлена в такое положение, при котором назначение епископов на кафедры, определения о составе Священного Синода, им принимаемые решения – проходили бы под влиянием государственного чиновника, которому, возможно, будет поручен политический надзор над ними…”.

Власть ответила на эти пожелания новым и очень значительным усилением репрессий. Но прошло время и мы являемся свидетелями того, что возложенные на Господа упования соловецких исповедников, твердо веровавших в незыблемость святой Церкви, ныне во многом сбылись. Не по молитвам ли святых эти законные нормы, необходимые для устроения церковной жизни во всякое время, в самом деле стали осуществляться. Приведенные тексты вдохновлены мученическим подвигом иерархов и богословов, составивших Записку, во имя духовной свободы Церкви. Вот свидетельство веры и надежды, являющееся образцом для последующих поколений. Многие из соловецких узников стали мучениками.

Всем известно, сколько исключительного мужества, терпения и смирения проявляли узники всех сословий, воспринимая как Волю Божию то, что происходило с народом. Беспримерное в истории гонение и истребление православных людей , имевшее целью уничтожение Церкви, не достигло цели. Враг был посрамлен: гонимая Церковь восстала. Пятый раз за столетие сменилась власть земная, а Церковь остается неизменной и продолжает славить Бога и восстанавливать образ и подобие Божие в тех, кто к ней обращается.

Еще в канун 1000-летия крещения Руси атеисты надеялись удержаться у власти, но им была совершенно непонятна та сила, которую они хотели остановить. Пытались использовать “опыт” других стран, выясняли, что думает Церковь.Так,около 1987 года двое преподавателей Московской Духовной Академии были приглашены на некое совещание, где, в частности, им был предложен вопрос: если открыть храмы, увеличится количество верующих, или, может быть, уменьшится? Вот, например, в Польше открыли костелы, а число посещающих мессу резко сократилось. А как, по мнению представителей Православной Церкви, будет у нас? Ответ был дан, разумеется, самый уклончивый. Безбожники так и не поняли, что происходило. На рубеже 90- годов атеистические эксперты выдвигали мнение, что открытие в нашей стране храмов и духовных школ – не возрождение Православия, а реставрация утраченных религиозных форм. Но то, что произошло за последнее десятилетие минувшего века, опрокинуло все представления этих горе-теоретиков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Действительно, к восемнадцатому веку образовался кризис как в богословской, так и в аскетической литературе. Например, богословские трактаты Отцов Церкви почти полностью вышли из широкого обращения и перестали переписываться. ...