Качественная альтернатива количественному христианствуСтраница 1
Почему победило именно христианство, ведь Древний мир породил систему взглядов, на порядки превосходящую дремучее палестинское суеверие?… Философская система, о которой идет речь, называется стоицизмом.
Греческие философы-стоики разработали удивительное мировоззрение, которое не нуждалось в богах, но его последователи вели себя, как люди глубоко нравственные и добродетельные. Стоики считали, что основа нравственности — глубокие знания и внутренняя человеческая порядочность, скромность и благородство души. А не небесная палка.
По сути, это абсолютно атеистическое мировоззрение, одним из ярчайших представителей которого был Марк Аврелий — римский император II века нашей эры. До нас дошли его труды. Прочтя сейчас пару абзацев из них, вы полностью познаете философию стоицизма. Вот что император писал в работе «К самому себе»:
«Всегда ревностно заботься о том, чтобы дело, которым ты в данный момент занят, исполнять так, как достойно римлянина и мужа, с полной и искренней сердечностью, с любовью к людям, со свободой и справедливостью. Это удастся тебе, если каждое дело ты будешь исполнять, как последнее в своей жизни… Ты видишь, как немногочисленны требования, исполнив которые, всякий сможет жить блаженной и божественной жизнью».
Не акцентируйтесь на слове «божественной» — это ритуа-листика, дань времени. Фактически, как я уже сказал, стоики были типичнейшими материалистами, в чем вы убедитесь сами, прочтя ниже про «элементы». В этом отрывке вы увидите и будущую науку химию, и закон сохранения материи, и даже идеи буддизма:
«Время человеческой жизни — миг. Ее сущность — вечное течение, ощущение — смутно, тело — бренно, душа — неустойчива, судьба — загадочна, слава — недостоверна. Одним словом, все, относящееся к телу, подобно потоку, относящееся к душе — подобно сновидению и дыму. Жизнь — борьба и странствие на чужбине…
Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии… Самое главное — безропотно ждать смерти, как простого разложения тех элементов, из которых слагается каждое живое существо. Но если для самих элементов нет ничего страшного в их постоянном переходе друг в друга, то где основания бояться кому-либо их общего изменения и разложения? Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным».
Жизнь — лишь краткая командировка; доброта и благородство должны быть потребностью души, а не внешними узами; при этом человек — сам для себя бог, считал Марк Аврелий:
«Не поступай ни против своей воли, ни вразрез с общественным благом… Пусть божество в тебе будет руководителем существа мужественного, зрелого, преданного интересам государства, римлянина, чувствующего себя на посту, подобно человеку, который, не нуждаясь ни в клятве, ни в поручителях, с легким сердцем ждет зова оставить жизнь. И светло у тебя будет на душе, и ты не будешь нуждаться ни в помощи извне, ни в том спокойствии, которое зависит от других. Не живи так, точно тебе предстоит жить десять тысяч лет. Уже близок час. И потому, пока живешь, старайся быть хорошим».
«От всего сердца люби людей, с которыми тебе суждено жить», — Марк Аврелий и сам до конца дней своих придерживался этой философии. Он был тверд в деле и прост в быту.
Спокойно спал на земле, носил простую одежду, всегда был приветлив с окружающими.
Однажды в империи вспыхнул мятеж, и сирийский наместник Авидий Кассий объявил себя императором. Восстание самозванца было подавлено, а Марку Аврелию принесли пачку писем, которые Кассий писал своим друзьям-заговорщикам. Не распечатывая их, Марк Аврелий бросил письма в огонь, «чтобы не узнать имен своих врагов и не возненавидеть их непроизвольно».
Античные историки писали, что Марк Аврелий постоянно повторял изречение Платона: «Государства процветали бы, если бы философы были властителями или если бы властители были философами». Тогда Риму повезло, у его руля стоял философ-стоик — «честный без непреклонности, скромный без слабости, серьезный без угрюмости», как его характеризовали современники. И они же давали его правлению такую оценку: «Если бы он не родился в то время, весь римский мир развалился бы в едином падении».
Дело в том, что правление Марку Аврелию досталось трудное, началась первая волна Великого переселения народов, вызванная глобальными климатическими колебаниями (подробнее — в «Истории отмороженных»). На Рим тогда со всех сторон обрушились несчастья — неурожаи, чума, многочисленные землетрясения, разрушавшие целые города, опустошительные налеты саранчи, аномальные разливы рек, беспрецедентное нашествие варваров, которые во все времена играли роль «человеческой саранчи».
«На придунайские провинции, ослабленные переброской войск на Парфянскую войну, одно за другим обрушились нападения германцев и прочих племен, — пишет историк А. Махалюк. — В 166 году римляне с большим трудом отразили вторжение лангобардов и обиев, попытавшихся прорвать границу в Паннонии. Но в следующем году дунайскую границу от Галлии до Иллирика практически одновременно атаковали почти 58 племен, сплотившихся в единый союз. Такого единства в рядах враждебных Риму варваров еще не бывало в римской истории».
Другое по теме
Об иконопочитании
И вновь повторим уже цитированный выше 4-й стих 20-й главы книги Исход:
"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на
земле внизу, и что в воде ниже земли". Означает ли этот стих абс ...