«Ох, дурят нашего брата!..»
Страница 3

Эти игры с огнем в храме Гроба Господня несут на себе столь явный след язычества, что о нем с неудовольствием пишут даже некоторые православные священники. Действительно, с каменного века огонь — вещь непонятная и потому сакральная. С помощью дежурств и бесперебойной доставки топлива кроманьонцы постоянно поддерживали огонь в пещерах, когда еще не умели извлекать его сами, а пользовались только случайно добытым природным источником пламени, например, вспыхнувшим от удара молнии деревом. Археологи утверждают, что по толщине слоя пепла в некоторых пещерах можно утверждать, что огонь, не угасая, горел в них столетиями. И потеря огня была величайшей трагедией. Не удивительно священное чувство, выработавшееся к этой странной горячей субстанции. Которое маленько поутихло, когда огонь научились добывать «искусственно». Но традиция «вечного огня» все равно осталась: точно так же, как люди еще долго продолжали делать обрезание кремневыми ножами, даже после изобретения бронзы, так и в некоторых языческих храмах жрецы продолжали десятилетиями поддерживать «священный» вечный огонь, не давая ему затухнуть ни на секунду — несмотря на изобретение кресала.

Через огонь прыгали славяне в ночь на Ивана Купалу, ему поклонялись и использовали в ритуалах язычники всех стран и народов, им омывают подбородки фанатики в храме Гроба Господня. Это преклонение перед пламенем проникло даже в светские ритуалы — вспомните о Вечном огне в честь павших на войне солдат. В чистом виде рудимент язычества! И даже глубже: обряд, докатившийся до наших дней из пещер кроманьонцев…

Пару слов надо сказать и о самом иерусалимском храме Гроба Господня. Через сотни лет после того как распяли Христа, христианские начальники озаботились производством разнообразных святынь. Поскольку никаких исторических свидетельств того, куда именно было перенесено тело Христа после распятия, не было, церковники просто назначили таковым то место, где сейчас стоит храм Гроба Господня. Между тем именно сюда-то и не могли отнести тело Иисуса, поскольку раньше на этом месте стоял языческий храм Венеры!

Какое-то время в храме Гроба Господня соблюдался перенятый у язычников обычай поддержания неугасимого огня в кувуклии, который потом трансформировался в «чудо» его ежегодного «самозарождения» на Пасху. (Во всяком случае, исторические свидетельства четвертого века доносят до нас информацию именно о поддержании огня, а не его «самовозгорании» по расписанию.)

Мой боговерующий друг Валера Чумаков, который периодически промелькивает в разных моих книгах, с пеной у рта готов часами доказывать «божественную чудесность» этого явления. Он не верит в спички и зажигалку «Ziрро». Он верит в то, что Создатель Вселенной, спокойно наблюдающий, как в Третьем мире тысячами умирают от голода дети, разменивается на дешевый фокус, который может сделать любой дурак с коробком спичек. А вместе с ним в это верят сотни тысяч россиян.

Не зря говорят: вера слепа. И глупа…

Единственное «доказательство», которое приводит боговерующий Валера в пользу чуда, такое трогательное, такое по-детски наивное, что я не могу его не привести:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме

ВЕХИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ "ДОБРОТОЛЮБИЯ"
Титульный лист первого Венецианского издания "Добротолюбия" В конце остается указать основные вехи распространения "Добротолюбия" в мире. 1782 г. - первое греческое издание, осуществленное в Венеции. 1793 г. ...