Спорынья на Руси. ДополненияСтраница 1
"Господи, — упала она перед иконой, — научи!"
На брусе — для мора тараканов, в синей бумажке, — в глаза ей бросилась спорынья.
С лихорадочной дрожью наскребла спичек и смешала с спорыньей.
Когда цедила из самовара воду, в ней была какая-то неведомая ей дотоле решимость.
Без страха поднесла к губам запенившуюся влагу и выпила.
Сергей Есенин. «ЯР». повесть (1)
Количественный анализ алкалоидов спорыньи в зерне.
Сколько помню родную историю, столько мы пытаемся "догнать и перегнать Запад". Но, оказывается, в одном мы его уже точно перегнали. Гордись, Россиянин! Русская спорынья — самая забористая спорынья в мире! Она на первом месте в мире по глючности, а этот повод для гордости от тебя скрывали более ста лет!
Самыми известными исследователями спорыньи в XIX веке были Драгендорф, Подвысоцкий (1876), Танре (1875 и 1878), Коберт (1884 и 1895), Келлер (1894) и Якоби (1897). Самым старым способом определения количественного содержания не только индольных, но и алкалоидов вообще, был весовой анализ австрийского врача Келлера, который описал его в своей книге в 1884 году (см. http://www.henriettesherbal.com/eclectic/kings/claviceps.html). Этот метод входит во все учебники под названием "весовой анализ по Келлеру". А намерил своим методом Келлер довольно забавные вещи:
"Содержание общего количества алкалоидов в различных сортах спорыньи колеблется, по Келлеру, в следующих пределах:
русская С. содержала 0,245 % алкалоидов
австрийская С. содержала 0,225 % алкалоидов
испанская С. содержала 0,205 % алкалоидов
немецкая С. содержала 0,157 % алкалоидов
швейцарская С. содержала 0,095 % алкалоидов"
Магнус Блауберг
Получается, что русская спорынья по праву занимает почетное первое место. Количество алкалоидов в ней в три раза больше, чем в швейцарской. А Швейцария — один из главных эпицентров эрготизма и, соответственно, охоты на ведьм. Вообще-то забавно, что недавние исследования о связи плохой погоды с процессами над ведьмами преподносятся как сенсация, а ведь стоит только посмотреть посмотреть на вышеперечисленные страны, в которых ежедневно горели костры с ведьмами, еретиками, старообрядцами и пр. и задаться вопросом: а с чего это в Ирландии их почти не жгли? А почему в Норвегии за всю историю христианства только 20 штук ведьм сгорело?. И сразу поинтересоваться: а почему эти страны не входят в список? Сколько в их спорынье алкалоидов, чего это Келлер не замерил? А мерить ему, оказывается, было нечего — в этих странах со спорыньей напряженка, там рожь не выращивали…
Там же энциклопедист Магнус Блауберг (см. его статьи в словаре Брокгауза и Эфрона) дает ссылки на другие современные ему (конец xix века) исследования по спорынье:
Kobert, «Intoxicationen» (много литературных указаний);
Gr unfeld, "Beitra ge zur Kenntniss der Mutterkornwirkung" (диссертация, Дерпт, 1892; вся литература до 1892 г.);
Hirsch, "Handbuch der historisch-geographischen Pathologie"; Heser, "Lehrbuch der Geschichte der Medicin";
Кокоркин, "К вопросу об изменениях в тканях животного организма при хроническом отравлении спорыньей" (диссертация, 1884);
H. H. Реформатский, "Душевное расстройство при отравлении спорыньей" (диссертация; подробное и весьма тщательное исследование эпидемии "злой корчи", появившейся в 1889 году в Вятской губернии и обнявшей восемь уездов; много литературного и экспериментального материала, хорошо сгруппированного).
Доклад Е. Пеликана: исследования о С., о способах открытия ее в муке и о мерах предосторожности к устранению вредных последствий от употребления в пищу хлеба etc. etc. (СПб., 1864).
Так что выше я писал абсолютно верно — врачи и власти (см. Менделеев, "Академия") проблемой спорыньи к концу XIX века озаботились. Жаль только, гораздо позже, чем в Европе.
РУССКИЙ ДОМ № 10, 2001 ФЕНОМЕН РУССКОГО ХЛЕБА. ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.
Часть первая. Великорусский пахарь в XVIII столетии
"Нередко зерно ржи невозможно одним веянием отделить от спорыньи. Мука со спорыньей бывает синеватая, темная, «дурно» пахнет. Тесто из нее также расплывается, а хлеб разваливается. Но на Руси, видимо, из-за острой нехватки времени, спорынью оставляли в муке , то есть ее "из ржаных зерен не выкидывают, мелют вместе".
Другое по теме
Социальная ответственность
Существуют две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. Согласно одной из них, организация социально ответственна, когда м ...