Язычество. Ислам (Коран) как новая реальностьСтраница 2
В отличие от христианства ислам возник как религия, имеющая очень сильную социально-политическую направленность, которая только в самом начале была протестом против угнетения бедноты богатыми купцами, богатой родовой верхушкой. Довольно быстро став религией властвующих сил, ислам приобрел черты идеологии, оформляющей, обосновывающей господствующее положение ее приверженцев и формулирующей принципы устройства новой общности, общности государственной.
Одна из проблем, отраженная в Коране и обосновывающая новый тип новой общности – «уммы», религиозной общины, – это проблема происхождения человека.
Ислам принес учение о едином (хотя и разделенном невежеством) человечестве, о едином его корне.
Бедуинская словесность не содержит образа общего для всех первочеловека, подобного Адаму. Анализ антропогонической, объясняющей происхождение человека мифологии, как отмечает П.А. Грязневич, выявляет наличие этнонимов (названий племен), связанных с землей, скалой, камнем (бану сахр, бану джадал, бану габра и др.), растительностью (бану шаджара. бану сумама), животными и птицами (бану асад, бану наср и др.).
Подобный взгляд на происхождение человека содержится и в Ветхом Завете: «Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены…» (Кн. Исайи, 51), «Создал Господь Бог человека из праха земного» (Кн. Бытия, 2), «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» (Кн. Бытия, 3).
В исламе тоже сохранились элементы такого объяснения, о чем напоминает Кааба с ее реликвией – черным камнем. Это древнейший пласт антропогонической и этнографической мифологии семитских кочевых пастушеских племен, населявших плоскогорья и каменистые степи.
Предание о сотворении человека из пыли – праха изложено в Коране как одна из двух главных версий происхождения людей: «Поистине Иса перед Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему: „Будь!“ – и он стал» (3:52); «Сказал ему его товарищ, говоря с ним: „Разве ты не веруешь в Того, Кто создал тебя из праха, а затем из капли, а потом выровнял тебя человеком“ (8:35); „…ведь Мы создали вас из праха, потом из капли, потом из сгустка крови, потом из куска мяса… И помещаем в утробах… до определенного срока, потом выводим вас младенцем“ (22:5); „Он создал вас из праха, а потом, когда вы – уже люди, вы распространяетесь“ (30:19; см. также 35:12; 11:69).
В Коране есть еще и представление о создании человека из глины (чего нет в бедуинской поэзии): здесь сказывается влияние арамейско-сирийско-христианской традиции. «Мы создали человека из эссенции глины, потом поместили Мы его каплей в надежном месте, потом создали из капли сгусток крови, и создали из сгустка крови кусок мяса, создали из этого куска кости и облекли кости мясом, потом Мы вырастили его в другом творении…» (23/12–14; см. также 6:12; 7:11; 17:63; 23:12; 32:6; 37:11; 38:71; 77). Но в Коране появляется и другое важное утверждение, выводящее миф о происхождении человека в новую плоскость. Провозглашается идея единого прародителя человечества – Адама: он является тем первоначалом людей, которое Аллах сотворил из «глины», из «праха», из «ничего». Разве не вспомнит человек, что Мы сотворили его раньше, а был он ничем?» (19:68).
В поэзии и этнонимах аравийских племен отсутствует собственно аравийский миф о происхождении людей и мира в целом. Обычным было представление о существовании многих единичных предков – родоначальников автономных родовых групп. Идеология родового общества Аравии не выработала ни представление об общем предке всех аравийских племен, ни общего этнического самосознания. Мир людей распадался на генеалогические группы, был изначально разобщен.
Все это имело два последствия: теоретическое и практическо-политическое.
1. Нет общего предка – нет и общего, «объективного», независимого от данного рода-племени прошлого, нет общей истории, общего исторического времени.
Другое по теме
Крест-монограмма "посох пастыря"
Прообразуя Христа-Пастыря, Господь сообщил посоху Моисея чудодейственную силу
(Исх. 4:2-5) в знак пастырской власти над словесными овцами ветхозаветной церкви,
затем и посоху Аарона (Исх. 2:8-10). Божественный Отец, устами п ...