Тангуты препятствуют планам Караханидов по дальнейшему расширению территории

После падения Хотана Караханиды не могли продолжать кампанию по завоеванию оставшейся части южного Тарима на востоке. С юга на них напал Махмуд Газневи, и между двумя тюркскими народами началась война, тянувшаяся с 1006 по 1008 год. Юсуф Кадыр-хан оставил Хотан, чтобы сразиться в этой войне, и успешно отразил Газневидов. Потом он вернулся в Хотан и подавил восстание. Сразу после этого, в 1009 году, он возобновил миссии, торговые и с данью, ко двору Северной Сун. Это ясно свидетельствует о том, что контроль над торговлей по Великому шелковому пути имел для него большое значение.

В последовавшие годы Караханиды были заняты внутренней борьбой за престол, в результате которой в 1024 году Юсуф стал каганом. Хотя у Караханидов не было возможности на протяжении этого периода захватить южный Тарим, находившийся к востоку от Хотана, торговля между Китаем и Хотаном, которую вели тюрки-мусульмане, не прекращалась.

Карта № 27: Расцвет империй Караханидов,

Карта № 27: Расцвет империй Караханидов, Газневидов и тангутов в первой половине XI века

Тем временем тангуты начали разрабатывать собственные военные планы по расширению империи. В 1006 году, спустя два года после падения Хотана, второй император тангутов Деминг (годы правления 1004 – 1031) заключил мир с китайской династией Северной Сун. С тех пор двор тангутов следовал конфуцианским ритуалам и церемониям двора Северной Сун, что льстило последним, так как подчеркивало высокий уровень развития их цивилизации, и значительно повысило эффективность работы двора тангутов.

До этого Северная Сун находилась в дружеских отношениях с желтыми уйгурами и с царством Цонгка. Тем не менее, мирная инициатива тангутов быстро положила конец этой дружбе. Больше не беспокоясь за свой восточный фланг и не опасаясь вмешательства Северной Сун в свои военные планы, тангуты, начав свою кампанию в 1028 году, напали на царство желтых уйгуров и захватили его. Жившие там тибетцы бежали в царство Цонгка, также подвергшееся нападению тангутов.

К этому времени тангуты стали настолько сильными, что у Караханидов не было возможности продолжать экспансию на востоке Таримской впадины. В период правления великого царя тангутов Юаньхао (Yüan-hao) (годы правления 1031 – 1048), тангуты не только завершили завоевание желтых уйгуров, но и захватили территорию от Дуньхуана до границы Караханидов – Хотана. Однако они так и не смогли отвоевать у местных тибетцев царство Цонгка.

Несмотря на мир с двором Северной Сун, тангуты облагали большими налогами торговые караваны, направлявшиеся в ханьский Китай, и запрещали им проходить по своей только что завоеванной территории. Царство Цонгка вскоре стало вместо Центральной Азии основным торговым партнером китайской Северной Сун, поставляя по большей части не только свой основной продукт – чай, – но также и лошадей, высоко ценившихся в военном деле.

Кроме того, ряд вторжений Ганзевидов в Гандхару и северо-восточную Индию в 1001 – 1021 годах и завоевание этих территорий, которые сопровождались разграблением и уничтожением богатых индуистских храмов и буддийских монастырей, фактически положили конец религиозным путешествиям по Великому шелковому пути в Индию и из Индии. На протяжении столетий паломники отправлялись из Центральной Азии и ханьского Китая в монастыри Индии, чтобы пригласить буддийских учителей и привезти назад религиозные тексты и реликвии. Последние такие путешествия, записи о которых есть в исторических источниках Северной Сун, были совершены Дхармашри и Суманасом, прибывшими в ханьский Китай в 1027 и 1036 годах соответственно. С тех пор совершать религиозные путешествия в Индию и из Индии стало невозможно.

Другое по теме

РАЗВИТИЕ "ФИЛОКАЛИЗМА"
Митрополит Гавриил, настаивая на необходимости скорейшего издания "Добротолюбия" на славянском языке, был прав - в этой книге нуждалась как Русская Церковь, так и русское общество в целом. "Добротолюбие" сп ...