Крест "монограмма Константина"
Святому Равноапостольному Царю Константину "во сне явился Христос Сын Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов", повествует церковный историк Евсевий Памфил в своей "Книге первой о жизни блаженного Царя Константина" (гл. 29). "Это знамя случилось видеть и нам собственными очами, - продолжает Евсевий (гл. 30). - Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста (...), а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа (...), из середины которых выходила буква "Р". Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме" (гл. 31).
"Комбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы Константина, составленная из двух первых букв слова Христос - "Хи" и "Ро", - пишет литургист архимандрит Гавриил, - эта Константиновская монограмма встречается на монетах Императора Константина" (стр. 344).
Как известно, эта монограмма получила довольно широкое распространение: отчеканена была впервые еще на известной бронзовой монете императора Траяна Декия (249 -251 гг.) в Лидийском городе Меонии; была изображена на сосуде 397 года; вырезана была на надгробных плитах первых пяти веков или, к примеру, фресочно изображена на штукатурке в пещерах святого Сикста (Гр. Уваров, стр. 85).
Рекомендуем к прочтению
Разрушение иерусалимского Храма
Начало Иерусалимской Церкви является началом Единой Святой
Соборной и Апостольской Церкви Господа нашего Иисуса Христа. И это не только
потому, что в Иерусалиме свершилось таинст ...
Две группы "небесного класса" иеговистов-расселитов
Учение иеговистов о Церкви Христовой связано с двумя основополагающими понятиями:
бессмертием и рождением свыше. Чарльз Рассел писал: "Нигде в Писании не заявлено,
что Анг ...
Крест монограммный "послеконстантиновский"
"Иногда буква Т, - пишет архимандрит Гавриил, - встречается в соединении с буквой
Р, что можно видеть в усыпальнице святого Каллиста в эпитафии" (стр. 344). Эта моног ...