Архиепископ Афинский Блаженнейший Иероним (Коцонис) (1967 —1973)

Родился на острове Тинос в 1905 году в семье моряка. Воспитывался своей благочестивой матерью, которая, оставшись вдовой (ее муж умер за шесть месяцев до рождения ребенка), всецело посвятила себя сыну. После отличного окончания Ризарьевской школы он в 1924 году поступил на Богословский факультет Афинского университета, по окончании его получил диплом с отличием. Затем учился в Мюнхене, Берлине, Бонне, Оксфорде, где встретился с римокатолическим, реформатским, старокатолическим и англиканским исповеданиями и ознакомился с методикой европейского научного богословия. На родине его научное образование завершилось получением степени доктора богословия в 1940 году на Богословском факультете Афинского университета. В том же году был рукоположен архиепископом Афинским Хрисанфом во священника (в диакона рукоположен в 1939 году), назначен секретарем Священного Синода и издателем официального органа Греческой Церкви “Екклисия”. От этих должностей он был отстранен оккупационным правительством в ноябре 1941 года. Еще до начала греко-итальянской войны он разработал проект создания организации церковного содействия борющемуся народу, что и предложил на усмотрение архиепископа Хрисанфа. Последний поручил ему создать организацию Заботы о войне, которая потом превратилась в Национальную Организацию Христианской солидарности.

В годы оккупации он содействовал открытию столовых, оказывал духовную и материальную помощь больным, бедным, сиротам. После освобождения Греции от оккупантов Иероним оказал услуги своему отечеству и Церкви, организовав “Дема епатрисму” (“Союз возвращения на родину”). Возглавлял также движение по восстановлению разрушенных храмов.

В 1947 году Иероним, будучи протоиереем, был приглашен к королевскому двору и с тех пор его связала дружба с королем Павлом. В дальнейшем он воспитывал короля Константина.

В 1950—1956 годах Иероним был Генеральным секретарем Комиссии Освобождения Кипра, возглавляемой Афинским архиепископом Спиридоном. В 1959 году назначен штатным профессо-ром Канонического права и Пастырского богословия в Салоникском университете, сохранив вместе с тем должность дворцового протоиерея. С 1952 года являлся членом Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей и других его комитетов, активным экуменическим деятелем, что особенно отличало его от предшественника — архиепископа Хризостома.

11 мая 1967 года архимандрит Иероним был избран Предстоятелем Церкви. 12 мая состоялась его хиротония во епископа, а 17 мая - интронизация.

Архиепископ Иероним Коцонис стал третьим после Прокопия Икономидаса (1896-1901) и Хризостома Пападопулоса (1923-1938) из числа профессоров Университета, восшедших на архиепископский престол. Как отзывалась о нем греческая печать сразу после избрания его на кафедру Предстоятеля, Иероним “отличается широтой и организованностью духа, строгой привязанностью к традициям Православной Церкви. Характерными являются его совер-шенная бедность и постоянное пребывание в келий при монастыре Петраки, братом которого он является”.

Им опубликовано около 90 богословских работ в виде монографий или статей, помещенных в журналах “Феология”, “Екклисия” и в “Религиозно-этической энциклопедии”.

Интронизация архиепископа Иеронима состоялась в афинском соборе в присутствии членов правительства, Священного Синода и представителей других Православных Церквей, в частности посланца Константинопольского Патриархата митрополита Халкидонского Мелитона.

Всеправославные начинания архиепископ связал с учреждением Богословского факультета “Во имя Святого Креста” в Иерусалиме, а также с тесными и регулярными контактами между греческими, славянскими и западными Поместными Церквами, с основательной подготовкой Всеправославного Собора. архиепископ подчеркнул, что взаимоотношения с другими Православными Церквами должны становиться все более тесными под водительством Вселенского Патриарха Афинагора: “Православная Церковь должна явиться миру единой и объединенной”.

Переходя к кругу экуменических вопросов, архиепископ Иероним показал себя принципиальным поборником христианского воссоединения. Он сказал, что хотя различие в догматах будет существовать еще долгое время, взаимоотношения с инославными церквами должны осуществляться под знаком “духа христианской любви и взаимного уважения”, причем должно как с одной, так и с другой стороны избегать какого бы то ни было прозелитизма.

В заключение архиепископ Иероним заявил, что все доходы своей епархии он будет отдавать на учреждение больниц для духовенства и в помощь пострадавшим от стихийных бедствий.

С 8 по 11 июня 1967 года архиепископ Иероним находился с официальным визитом в Константинополе. Во время этой встречи шел разговор о будущем Православия и сношениях с католиками. Вообще в греческой печати много писалось о плодотворном результате визита. В особенности подчеркивалось единство направлений Константинопольской и Греческой Церквей в их деятельности относительно взаимоотношений с Православными и инославными Церквами.

Оба Предстоятеля совещались по интересующим обе Церкви вопросам, имеющим место во всеправославном и всехристианском мире в рамках всегда развивающихся событий между Матерью-Церковью и прочими братскими Православными Церквами, с одной стороны, и с другими христианскими исповеданиями, с другой, придя к полному соглашению в вопросе дальнейшего общего курса двух Церквей, за который они несут ответственность перед историей и своей паствой”.

Возвратившись из Стамбула, архиепископ заявил: “Православная Церковь, находящаяся между римо-католиками и протестантами, способна играть в этих вопросах (объединения Церквей) важную роль... Путь к единству Церквей очень долог и вопрос этот — очень деликатный. Вот почему, — прибавил он, — надо проявлять терпение и осторожность. Однако же, если все Православные Церкви, во главе с Патриархом Вселенским, будут идти вперед в единении, руководствуясь любовью и нашей традиционной верой, а также надеждой встретиться всем собравшимся вокруг Основателя Церкви, мы сможем продвигаться по этому пути твердым шагом.

В отношении богослужебной практики следует отметить, что архиепископ Иероним вскоре после своего восшествия на Афинский престол отменил обязательную денежную пошлину за совершение таинств крещения, брака, обряда похорон и др. Впредь верующим предоставилась возможность самим определять сумму личных пожертвований за совершение того или иного таинства.

В декабре 1973 года архиепископ Иероним ушел в отставку.

      Рекомендуем к прочтению

      Прецедент
      Согласно источникамх, прецедент возник в 1754 году, когда в ските Св. Анны было начато строительство нового центрального храма (Kiriakon). Расходы строительства покрывались гла ...

      О смерти первой и смерти второй
      В чем же состоит истинное содержание Священного Писания о первом воскресении (Откр. 20, 5)? Для выяснения того, что здесь разумел Апостол, лучше всего обратиться к понятию, сущ ...

      Религия и 20 век
      XX век — век радикальных сдвигов, сопряженных с "пробуждением" народов Востока, век обретения ими политической независимости и активного вовлечения в систему ми ...