Иаков брат Господень. Апостольский Собор 49 года
Просьба апостола Петра уведомить Иакова о своем освобождении и удалении из Иерусалима фактически свидетельствует о превосходстве авторитета святого Иакова среди бывших в Иерусалиме апостолов, а следовательно, о занимании им уже к 44 году места епископа Иерусалимской Церкви.
В своем единственном послании святой Иаков именует себя “рабом Бога и Господа нашего Иисуса Христа”. Апостол Павел называет его “братом Господа”. В святоотеческой литературе Иакову приписываются такие имена, как “брат Иисусов” или “племянник Господний”. Начиная же с четвертого века, в церковной литературе святой Иаков именуется исключительно “братом Господним”.
Ошибочно мнение тех, кто утверждает, что святой Иаков был апостолом из двенадцати. В Священном Писании братья Христа по плоти (Иаков, Иосий, Симон и Иуда – дети Иосифа от предыдущего брака) четко обособляются от апостолов и остальных учеников Христа (Ин. 1,12). Не двусмысленно в Писании говорится и о том, что братья Христа не уверовали в Него при жизни (Ин. 7,5), но лишь после Его воскресения, где они вновь отмежевываются от двенадцати апостолов (Деян. 1,13-14; 1Кор. 9,5). Согласно древнему церковному преданию, святой Иаков был апостолом из семидесяти и первым епископом Иерусалимской Церкви (Евсевий, Церк. История 1,12; 11,1 и проч.)
Рассеянные гонением по всей Палестине апостолы неустанно исполняли принятую ими от Христа заповедь: “идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам...” (Мф. 28,19-20), благовествуя людям распятого Христа и основывая новые общины, новые Церкви.
С возрастанием Церкви возрастала и необходимость окончательного решения вопроса о необходимости обрезания прозелитов и об отношении христиан к ветхозаветному закону. Ради этого в 49 году в Иерусалиме собирается первый в истории христианской Церкви Собор, известный как Апостольский. Собор состоял из апостолов и пресвитеров (Деян. 15, 6-29), а его председателем, согласно древнему церковному преданию, был святой Иаков брат Господень. На соборе выступили апостолы Петр, Павел и Варнава, поведавшие собранию о множестве чудес, совершенных Богом среди очищенных благодатью язычников. Апостолы единогласно заявили о нецелесообразности наложения на них бесплодной теперь тяжести соблюдения ветхозаветного закона. Заканчивается собрание выступлением святого Иакова, который и принимает окончательное решение: “Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе” (Деян. 15,19-20).
Святой Иаков брат Господень является автором соборного послания (58г.), обращенного к христианам из иудеев всей Палестины и Сирии. В своем послании иерусалимский епископ излагает христианское учение с позиций практики и этики. Он говорит о постигающих христиан искушениях (1,2-18), о вере и делании (1,19-2,26), об учении (3,1-18), об истинных отношениях между Богом и миром (4,1-17) и, наконец, о бедных и богатых (5,1-20).
Евсевий Кесарийский свидетельствует, что “посредством Иакова многие приняли веру и среди начальников. И было возмущение среди иудеев, книжников и фарисеев, утверждавших, что весь народ находится в опасности ожидая Иисуса Христа”. Это и была причина мученической кончины Иерусалимского Первоиерарха.
Видя все возрастающий успех христианской проповеди, иудеи вновь решили поразить пастыря, дабы стадо рассеялось, так и не осознавая, что истинный Пастырь христиан находится на небесах и недосягаем для их кровавых рук. Воспользовавшись отсутствием в городе римского прокуратора Альбина, иудеи в 62 году схватили святого Иакова брата Господня и, обвинив его в богохульстве, приговорили к смерти через побиение камнями.
Рекомендуем к прочтению
"Конец света" снова отложен
Регулярно, едва ли не каждое десятилетие, Бруклинский центр свидетелей Иеговы
увлекал своих последователей мистикой очередной апокалиптической даты. После прихода
в Германии к ...
Архиепископ Афинский Блаженнейший Хризостом II (Хатзиставру) (1962-1967)
Родился в 1878 году в Малой Азии. После успешного окончания курса гимназии на
острове Самое и Богословской школы на острове Халки в 1902 году был принят на юридический
факульте ...
Что говорит св. Климент о смирении и его связи с “кеносисом”?
По словам св. Климента, смирение противоположено “всякому надмению, гордости,
неразумию и гневу”. Возносящийся своими дарованиями не повинуется “святым повелениям
Его. Ибо свят ...